Использование приемов песочной терапии в работе учителя-логопеда |
Логопедия | |||
Автор: Сапожникова Эльмира Миннерашитовна | |||
29.12.2023 11:02 | |||
Использование приемов песочной терапии в работе учителя-логопеда Работа учителя-логопеда направлена на коррекцию недостатков в развитии детей, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь с учетом особенностей их психического и физического развития. Для достижения наиболее качественного результата, все чаще применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, изо-, воско-, кристаллотерапия и другие). Но одним из наиболее актуальным и эффективным, намойвзгляд, методом является песочная терапия. Поскольку стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком, как процесс естественной деятельности ребенка, известен с древних времен. Однако нужно отметить, что использование песочной терапии в работе с детьми является недостаточно изученным явлением. Отличие песочной терапии (Sandplay) от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать. [6] Песочная терапия широко используется не только психологами, психотерапевтами, но и педагогами, дефектологами, социальными работниками, поэтому существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, появляются многочисленные модификации и формы. На международной конференции в Сан-Франциско (1995), была принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» — классическая форма юнгианской песочной терапии, со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой «s» — различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке). [7] Модификация sandplay — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. [6]Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. [3] Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... [4] Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. [5] Основные преимущества использования приемов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми:
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной и продуктивной 8. Таким образом, ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект: во-первых, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а во-вторых, более интенсивно и гармонично происходит развитие психических функций и познавательных процессов. Список использованной литературы
|