Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование фонетико – фонематической стороны речи с использованием элементов «Технологии формирования контроля и самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР».
Логопедия
Автор: Имашева Айгуль Жумабековна   
11.11.2023 23:11

Формирование фонетико – фонематической стороны речи с использованием элементов «Технологии формирования контроля и самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР».Формирование фонетико – фонематической стороны речи с использованием элементов «Технологии формирования контроля и самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР».

Имашева Айгуль Жумабековна учитель-логопед высшей категории НРМДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька» пгт. Пойковский.

Аннотация. Рассматривается модель коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР с использованием материальной опоры в виде зрительных символов звуков с изображением их артикуляционных укладов. Раскрывается суть использования современной авторской логотехнологии.

Ключевые слова. Фонетико-фонематическая сторона речи, зрительные символы звуков, современная логотехнология, самоконтроль.

В концепции дошкольного воспитания говорится, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

 

Скачать конспект

Речевые нарушения у ребенка — дошкольника затрудняют общение с окружающими, лишают ребенка такого важнейшего средства социализации, как саморегуляция. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Отклонения в развитии устной речи препятствуют правильному формированию познавательных процессов.

Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением[1].

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию речи дошкольника[2].

Основная задача учителя-логопеда ДОУ- сформировать у детей с речевыми нарушениями целенаправленный и осознанный способ действия для вычленения звуковой последовательности слова, научить их выполнять определенную последовательность операций, контролировать и оценивать свои действия. В связи с этим я определила основную цель своей работы — формирование и развитие фонетико- фонематической стороны речи детей, которая включает в себя: воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, развитие слухового восприятия, подготовка к обучению грамоте;

Прибывая в очередной раз в активном поиске методов и приемов работы я познакомилась с "Технологией формирования контроля и самоконтроля речевой деятельности у детей", автором которой является кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры специальной педагогики ТГУ Галина Михайловна Криницына.

Данная технология основана на взаимодействии трех блоков: психологической базы речи, языковых и речевых средств, навыков контроля речевой деятельности. И охватывает все компоненты речевой системы[5].

В своей работе над фонетико — фонематической стороной речи применяю такие элементы технологии как формирование самоконтроля за звукопроизношением и фонематического самоконтроля.

При формировании самоконтроля за звукопроизношением основной целью является обучение ребенка определять и соблюдать параметры оральных и артикуляционных движений по точности, амплитуде, силе[5].

Работе над каким -то определенным звуком предшествует формирование базовых позиций языка, необходимых для правильного произношения фонетического ряда родного языка: «дорсальной» — это положение обеспечивает произношение переднеязычных взрывных Т,Д и свистящих звуков С,З; «вакуминальной» — для звуков верхнего подъема шипящие звуки и звук Р; «альвеолярной» — обеспечивающей вибрацию языка для звука Р,

Для данных позиций необходимо наличие широкого распластанного языка с четко выраженной, целенаправленной, срединной воздушной струей. Направление языка вверх обеспечивает образование звуков верхнего подъема, направление языка вниз — формирование звуков нижнего положения.

Следующая позиция — перевод нижнего положения в заднеязычную взрывную позицию необходим для правильного произнесения заднеязычных звуков.

А произвольное сокращение кончика языка и направление к верх. зубам необходимо для произнесения звуков «Л», «Ль» [6].

Автором технологии подобран комплекс упражнений, обеспечивающих формирование данных позиций. Кроме этого формирование артикуляционных позиций сочетаю с проведением дифференцированного массажа лицевой и артикуляторной мускулатуры и обучением детей элементам самомассажа.

Процесс формирования как фонетической, так и фонематической стороны речи у детей с ОНР, в частности у детей с дизартрией, облегчается введением материальных опор, использование которых придает артикуляционным действиям осознанность, позволяет использовать экстериоризованный образ артикуляционного уклада как план действий и внешнюю опору для обеспечения точности, амплитуды, силы, последовательности артикуляционных движений.

Для этого использую зрительные символы звуков с изображением их артикуляционных укладов (рис. 1).

Применение данных символов значительно расширяет возможности осознанного усвоения звуков и помогает формировать полноценное воспроизведение и различение звуков.

В процессе формирования звука и контроля за его произношением активизирую различные анализаторные системы:

  1. Слуховое восприятие: активизирую путем вслушивания, слухового сосредоточения на фонеме
  2. Зрительное восприятие: активизируется при изучение артикуляционного уклада перед зеркалом, сопоставление и нахождение карточки с изображением орального образа данного звука, приближение собственной артикуляции к эталонной.
  3. Сочетание слухового и тактильно — вибрационного анализаторов: позволяет ощутить звонкость — глухость, твердость — мягкость, почувствовать характер выдыхаемой струи (плавность, толчкообразность, фрикативность).

При работе над звуками большую роль уделяю гласным звукам, которые являются звуковой основой слова. Выделение их в слове вызывает гораздо больше затруднений, чем выделение согласных звуков. Для лучшего усвоения артикуляционного и акустического образа гласных звуков применяется объемная,

подвижная модель губ (рис. 3), с помощью которой моделируется положение губ при произнесение гласных звуков и пособия браслеты гласных звуков и телефон (рис. 4, 5), изготовленные своими руками на основе зрительных моделей орально- артикуляционных образов гласных звуков.

Дети узнают, что произнесению гласных звуков ничто «не мешает» — ни губы, ни зубы, ни язык, воздушная струя выходит через рот свободно. Звуки поются, тянутся.

Пособие "Телефон"

Цель: совершенствование навыка зрительно – акустического контроля у детей.

Данное пособие использую на подгрупповых занятиях.

Задачи:

  • закрепить в сознании детей орально — артикуляционный образ звука;
  • активизировать деятельность зрительного и слухового анализаторов;
  • развивать умение соотносить акустический и артикуляционный образ звука.

На экране телефона изображен "номер" в виде символов гласных звуков (2-3). Логопед предлагает внимательно посмотреть на экран, определить что это за звуки. Далее логопед поочередно называет "номер" телефона, дети внимательно слушают и следят за символами звуков на телефонах. Тот из детей, кто услышал звуки своего телефона подносит трубку к уху и говорит:" алло"! Игра продолжается до тех пор, пока не позвонят всем детям.

Далее дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Здесь также идет опора на слуховой, зрительный и кинетико — кинестетический образ звука, используются модели орально — артикуляционных образов согласных звуков, которые отражают основные особенности артикуляции каждого звука. Глядя на данные модели у детей возникает желание соотнести свой артикуляционный уклад с тем, который изображен на модели. А затем выполнить необходимые действия чтобы получился звук- подключить воздушную струю и голосовые связки.

Для того чтобы усвоить и уметь дифференцировать звуки дети учатся давать им характеристику с учетом артикуляционных и акустических особенностей. Для этого применяю наглядную схему артикуляции звуков, единую для всех (рис. 6). При знакомстве с новым звуком схема позволяет ребенку самостоятельно проанализировать произнесение звука и дать его характеристику.

Данными действиями создается база для формирования саморегулирующихся механизмов речевой деятельности, навыков кинестетического, кинетического, слухового контроля и самоконтроля.

Так в соединении игровой и обучающей форм действия с условными карточками-символами подготавливается будущее учебное действие моделирования. Дети определяют позицию звука в слове (начало, конец, середина), подбирают слова на заданный звук. Используемые на этом этапе игры: «Полечим звуки», «Поможем Тиму (Тому)», «Какой звук?», «Камень — вата», «Назови пару», «Угадай-ка», «Подбери слово», "Звучит- не звучит" и другие

Средством контроля за соблюдением последовательности артикуляционно-оральных поз являются кинестетические ощущения. Порядок (алгоритм) самоконтроля определяют карточки с изображением последовательно-параллельного участия органов артикуляции в произношении звука и акустических характеристик звука.

Основой усвоения оппозиционных звуков является обучение детей общему способу действий: осуществление зрительного и кинестетического контроля за изменением положения органов артикуляции при поэтапном произнесении звуков от губных (П-Б), губно — зубных (В-Ф), переднеязычных взрывных (Т-Д), переднеязычных щелевых нижнего положения (С-З), переднеязычных щелевых верхнего подъема (Ш-Ж) до заднеязычных (К- Г). Кроме того, дети осваивают способ контроля за участием или не участием голоса в произнесении пар звуков и определения на этой основе их звонкости и глухости. Этот прием является действенным средством совершенствования операций кинестетического самоконтроля, применяется как самостоятельное занятие и как часть занятия по дифференциации звуков[6].

Формирование фонематического самоконтролятакже осуществляется на основе поэтапного перевода материализованных действий в умственный план (П. Я. Гальперин, Р.И. Лалаева, Д.Б. Эльконин).

Начинаем с выполнения элементарного фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства.

Для этого используются элементы материализации звуков, введенные Д. Б. Элькониным: картинки, схемы звукового состава слов, состоящие из клеточек, число которых соответствует количеству звуков в слове и на первых порах для фиксирования выделенных звуков в клеточках схемы вместо привычных нам фишек красного, синего и зеленого цветов использую фишки с символами звуков.

Работу с опорой на вспомогательные средства в виде схем и карточек — символов осуществляю следующим образом (рис. 7):

  • предъявление предметной картинки, слово — название которой будет анализироваться;
  • вынесение «во вне» схемы анализируемого слова;
  • использование «карточек – фишек» для обозначения звуков в составе слова;
  • поэтапное интонационное выделение каждого звука в слове и обозначение их фишками;
  • формирование навыка проведения поэтапного контроля за правильностью выполненного действия;

В данном алгоритме интонация служит средством выделения звуков, а схема звукового состава слова и «карточки — фишки» являются средством контроля за выполнением действий звукового анализа.

На занятиях звуковой анализ выполняется с соблюдением порядка выполнения ориентировочных действий:

  1. Детям для анализа предлагаются два слова (слова типа СГС — кот-кит, кот — вот, там — том — ком — дом, сук — сок и т.д.).
  2. Предъявляются карточки, расположенные одна поддругой, на которой нарисованы обозначаемые этими словами предметы. Рядом с картинками находятся звуковые схемы этих слов, соответственно также одна под другой.
  3. Устанавливается сходство и различие слов по значению и по звучанию. Логопедом последовательно интонационно выделяются звуки в слове, отмечаются фишками- символами в соответствующих клеточках схемы.
  4. Получаются конкретные предметные модели звукового состава данных слов. Дети сравнивают во внешнем, наглядном плане звуковые составы слов, определяют, какие звуки в словах одинаковы, а какие нет.
  5. После того, как логопед воссоздает предметную звуковую модель контрольного слова, делается вывод, что замена звука в слове влечет за собой и изменение слова. Этими действиями достигается формирование у детей представления о смыслообразующей функции фонемы[6].

На последующих этапах логопедической работы карточки- символы заменяю на общепринятые фишки красного, синего и зеленого цветов.

После того как дети освоят навыки выполнения фонематического анализа с опорой на внешние, вспомогательные средства, становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его без наглядности на основе слухо-произносительных представлений.

В процессе совместной деятельности происходит формирование следующих операции контроля: вслушивание, слуховое и зрительное сосредоточение на фонеме и на обозначающей ее материальной опоре, сравнение звуков и слов на слух, нахождение одинаковых и неодинаковых звуков.

Благодаря предметному моделированию, объяснению действий с опорой на предметные средства, проведению различных манипуляций со звуками и параллельно с фишками — символами (подставлять, переставлять, опускать), создаётся психологическая основа усвоения звука как самостоятельной единицы речи[6].

Таким образом, в результате подобной работы по формированию и включению в деятельность операций самоконтроля достигается основная цель — освоение фонетического и фонематического строя языка.

Представленная модель коррекционно — развивающей работы не подменяет собой уже существующие формы специального логопедического воздействия, а органично дополняет их, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу детей с разной степенью выраженности речевых нарушений и повышать эффективность коррекционной работы.

Список литературы.

  1. Валеева, В.З К чтению через игры со звуками [Текст]: консультация — практикум для родителей / В. З. Валеева // Логопед. — 2012. — №8. — С.81- 85.
  2. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников [Текст]: пособ. для логопедов / Н.И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
  4. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст]: пособ. для логопедов, воспитателей, студентов / О.Б. Иншакова. — 2 — е изд., испр. и доп. – М.: центр ВЛАДОС, 2011. – 279 с.: ил.
  5. Криницына, Г.М. К вопросу изучения функций контроля и самоконтроля у детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии / Г.М. Криницина // Вестник Тюменского государственного университета. -Тюмень, 2006. -С. 206- 209.
  6. Криницына, Г.М. Повышение компетентности педагогов в формировании саморегуляции и самоконтроля у детей с нарушениями речи / Г.М. Криницына // Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции / — Тюмень, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год