НОД «Овладение нормами речи» в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима». |
Логопедия | |||
Автор: Лекомцева Марина Валерьевна | |||
13.11.2023 10:43 | |||
НОД «Овладение нормами речи» в подготовительной группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17». Подготовила учитель-логопед Лекомцева Марина Валерьевна Пермский край, город Лысьва Программное содержание:
Оборудование: Следы, сюжетная картина «Зима» из серии «Времена года в городе, в деревне, в природе», магнитофон, на каждого ребенка картинки с приметами зимы, снеговики весёлые и грустные. Ход занятия: 1. Организационный момент. - Сегодня мы с вами отправляемся на поиски заколдованной картины. Картина должна быть где-то здесь. - А кто нам укажет путь, как вы думаете? (Ответы детей). - Пойдем по следам — посмотрим, куда они нас приведут. Двигаться нужно друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути (Дети имитируют хождение по следам). 2. Беседа о зиме. Подходим к картинке, где нарисованы следы и цифра один (Приложение). - Кто здесь недавно сидел? (Заяц). - Как вы догадались? (По следам). - Чьи это следы? (Заячьи). - Какую цифру он протоптал? (Цифру «один»). - Значит, какая это по счету подсказка? (Первая). - Послушайте загадку: На коньках бегут и лыжах, И дома в снегу по крыши, Вся белым-бела природа Это что за время года? Зима. - Сегодня мы будем говорить о зиме. - Какое сейчас время года? Зима. - А какая у нас зима? (холодная, снежная, морозная, студеная, ранняя, поздняя, метельная, злая, суровая, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т.д.). - А какое зимнее небо? (серое, голубое, облачное, высокое, светлое), а на небе еще проглядывает солнце (яркое, теплое). Динамическая пауза. - Пойдем дальше. Снега становится все больше. Поднимайте колени повыше, ведь по глубоким сугробам пробираться очень трудно. (Дети имитируют хождение по глубоким сугробам). - Догадались, кто оставил здесь опознавательный знак? Это лиса и следы лисьи (Приложение). - Назовите цифру и порядковый номер подсказки. (Цифра «два», подсказка вторая). - А чем земля покрыта зимой? (Снегом, сугробами). - А что делает снег? (Идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется). - А какие сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые). - Что происходит с деревьями зимой? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом). - Пойдёмте за следующей подсказкой (Приложение). - А какая по счету следующая подсказка? (Третья). - Нашли, назовите цифру? (Цифра «три»). - Чьи следы? (Волчьи). - А как люди одеваются в зимнее время? (Стали одеваться теплее: зимнюю шапку, шубу, пальто, варежки, шарф, сапоги, валенки и т.д.). Физминутка «Зима» (импровизация движений). Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. - Дети находят четвертый опознавательный знак (Приложение). - А кто здесь побывал и оставил нам следы? (Птицы). - Чьи следы? (Птичьи). - А какие птицы? (Зимующие). - Назовите, каких вы знаете зимующих птиц. (Ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, дятел, синица и т.д.). - Я буду называть начало слова, а вы его конец. Птица, какая? (Краси..., быст..., сме..., летающ..., пою..., крича..., лег..., малень..., забот..., пест..., голод..., сыта..., длиннохво..., красногру..., черноглаз,,,, трудолюб..., остроклю..., насекомоядн..., быстроног...). - А какие животные живут в зимнем лесу? (Волк, лиса, заяц, лось...). - А как вы думаете, изменилась ли жизнь животных зимой? (Ответы детей). - О зимнем лесе говорят не только словами. О нем слагают стихи и пишут музыку. - Ложитесь на снежное покрывало и послушайте музыку. (Звучит музыкальный фрагмент из классической фонотеки). - Дальше дети пойдёмте за подсказкой (Приложение). - Какую цифру нашли? (Цифра «пять», пятая подсказка). - А следы чьи? (Человечьи следы). - А чем заняты взрослые и дети в зимнее время года? (Дети катаются на санках, лыжах, коньках, вместе с взрослыми убирают снег с дорожек, лепят снеговиков и т.д.). - Вот мы и отгадали все подсказки и наша картина расколдовалась. - Всю ночь бушевала вьюга и намела глубокие пышные сугробы. Зима постаралась спрятать под снегом все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, среди сугробов на картине можно кого- то разглядеть. - Давайте составим интересный, выразительный, полный рассказ «О зиме». - Вспомним, как составляется рассказ, у рассказа есть что... (начало, середина, конец). - А рассказ вам помогут составить наши 5 подсказок, вспомните их. 3. Самостоятельное рассказывание. Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет, а небо стало серым и хмурым. Выпал белый, пушистый снег и покрыл всю землю. Появились высокие, мягкие сугробы. Сидит под кустом белый комочек и дрожит, наверное, увидел, как пробежала лиса. А вдалеке ходит голодный волк ищет себе добычу. Рядом на кустах и деревьях сидят красногрудые снегири, и свиристели прилетели поклевать вкусные семена и ягоды. Ну а люди оделись потеплее и стали кататься на лыжах и рыбачить на пруду. Весело и хорошо зимой! 4. Итог занятия. - Что мы делали сегодня? - Какие задания вам понравились? - А какое было сегодня занятие? (Интересное, веселое, забавное, необычное, увлекательное, классное, смешное, страшное и т.д.). - А какое настроение у вас после занятия? (Если радостное, веселое возьмите весёлого снеговика, а если грустное, плохое грустного снеговика). Оценка. Мне вы тоже понравились: отвечали полными ответами, проговаривали хорошо все слова, сочинили интересный рассказ. Молодцы! И я вам хочу подарить картинки с признаками зимы, а в группе вы их раскрасите. Приложение. Список используемой литературы. 1. 1000 весёлых загадок для детей. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
|