Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Разина Ирина Анатольевна Хасанова Флюра Зарифовна | |||
31.10.2023 11:52 | |||
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций Проблемы речевой коррекции и развития речи детей в дошкольном учреждении решают все специалисты. Речевые нарушения, которые заметно ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, тесно связано с нарушением психических процессов: восприятия, внимания, мышления, воображения. Педагогу приходится подбирать специальные методы и приемы, облегчающие детям с речевыми нарушениями процесс коррекции и развития познавательной сферы. Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8-10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить в дальнейшем. С помощью мнемотаблицы – схем возможна материализация содержания стихотворения для детей. Одним из наиболее эффективных приемов, облегчающих запоминание, является мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приемов и правил, запоминания облегчающих процесс переработки информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциативных связей. Абстрактные объекты, слова, фразы, факты заменяются образом – картинкой, символом, значком, звуком, запахом, движением и т.д. Мнемотехника позволяет нам использовать естественные механизмы памяти мозга ребенка и позволяет педагогу контролировать процессы обработки информации, запоминания, сохранения и припоминании информации. Как же работает эта техника? Когда человек в своем воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. При припоминании одного из этих образов- выдает нам уже все ранее соединенные образы, цепочки образов, слов, фраз и т.д. Язык мозга – это образы и если общаться с ним на его языке, он выполнит любые наши команды, например, запомнить. Мнемотехника – эта такая программа, которая позволяет нам общаться с мозгом на его языке. Дети с речевыми нарушениями очень трудно запоминают литературные тексты, стихи, затрудняются в последовательности воспроизведения сюжета, понимания смысла слов, фраз. Поэтом у использование мнемотехники в работе педагога становится очень эффективным и интересным для детей. Ребенку предлагается не только запомнить строчку стихотворения, а «превратить ее в картинку – символ и нарисовать. Такая задача посильна каждому ребенку, даже с низким уровнем изобразительных навыков, так как дается установка: «Нарисуй как можешь, главное не красиво нарисовать, а чтобы тебе твой рисунок потом помог вспомнить». Процесс запоминания увлекает детей, превращается в игру, рисование. Очень важно, это в работе с применением мнемотехники, дети учатся самостоятельно думать, рассуждать, высказывать свои мысли. Получается своеобразный «мозговой шторм» из потока высказываний, предложенных вариантов, выбирается наиболее понятный и подходящий образ, облегчающий запоминание. У дошкольников определенную трудность в освоении и восприятии художественного текста вызывает нарушение обычного порядка слов, даже при условии того, что ребенку известны их значения. Детьми неправильно понимается смысл высказываний, в которых определение следует за определяемым словом, нарушается порядок «субъект — действие – объект» и т.д. Анализ стихотворения, деление его на отдельные части, и последовательное расположение наглядно позволяет педагогу решить эти сложности. Работать по мнемотехнике можно начинать с готовых цветных образов – картинок. На первом этапе работы с мнемотаблицами детям предлагается: послушать стихотворение; закрыть глаза и представить героев, разъясняется смысл непонятных выражений, слов; затем предлагается запомнить, «составить» строчки из предложенных готовых картинок, выбрать подходящие и расположить их в квадратах – мнемотаблицах. Последовательно мы переходим к мнемодорожкам. Стихотворение делится на части, подбираются картинки и заполняются таблицы (на доске). На втором этапе работы картинки заменяются символами, значками, условными изображениями. С некоторыми из них дети уже знакомы, учитель –логопед, использует эти приемы при характеристике звуков, при обучении описательным рассказам. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово» — «превратить в картинку – символ». Потом переходим к поэтапному кодированию сочетанию слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. На следующем дети сами зарисовывают слова, строчки стихотворения в мнемодорожках. Количество ячеек – квадратов в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка. Каждый раз проговаривается строчка из стихотворения. Обсуждается, что можно нарисовать, чтобы лучше запомнить. Каждая часть повторяется по 2-3 раза, что облегчает процесс запоминания. Таким образом, можно выделить этапы работы над стихотворением:
На втором этапе сам зарисовывает слова – образы в таблицах. 6. В итоге ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Мнемотаблицы можно использовать при обучение детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучиванию загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, потешек во всех возрастных группах ДОУ. При подборе текстов для заучивания мы придерживаемся основных требований:
Еще одним интересным моментом заучивания стихотворений с дошкольниками является «рассказывание» стихов руками (всем телом). Сочетание рисования и мнемотехнике и «рассказывания» руками, движениями (например, физкультминуток, пальчиковых гимнастик) повышает эффективность запоминания детей. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания. Крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Использование на занятиях снимает у детей зажатость, неуверенность, часто связанные с речевым или другим дефектом и личностными комплексами. Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с детьми нарушениями речи позволяет достичь хороших результатов в развитии всех психических процессов и связной речи дошкольников. Формируется познавательная мотивация, интерес к заучиванию стихов. У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся мыслить, высказывать свое мнение; развивается воображение и устойчивость внимания.
|