Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи» |
Логопедия | |||
Автор: Унижонная Ольга Александровна | |||
03.11.2023 21:33 | |||
Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи» Составила: учитель-логопед Ольга Александровна Унижонная Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Калининского района «Детский сад № 21 Родничок» Новосибирск 2023г. Актуальность (необходимость создания пособия): Специально подготовленная развивающая среда способствует творческому выражению ребенка, помогает ему успешно осуществлять коммуникацию с другими детьми и взрослыми. Большое значение при создании развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия.
Дети с удовольствием играют в подвижные игры, им очень нравится подражать действиям взрослых и звукам окружающего мира, представлять себя кем-то. В игровой форме они учатся передавать интонацией свои эмоции, формируют правильный тип речевого дыхания, развивают координацию движений, высоту и силу голоса. Данное пособие может использоваться логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ для включения в занятия элементов логоритмики. Цель: обогащение предметно-развивающей среды, направленной на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи» Упражнения для формирования навыков речевого дыхания, развития высотного и силового диапазона голоса:
Фонопедические упражнения: 1. «Ракета» Проверяем топливо. Дети произносят «ш – ш – ш...». Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук[а]. Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах. Логопед показывает высоту звука рукой. Включаем двигатель. Произносят звук [м] и вращают кулачками перед грудью. 2. «Полюбуйся – весна» Полюбуйся: весна наступает, (Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.) Журавли караваном летят, (Пропевают «курлы, курлы...» в верхнем регистре.) В ярком золоте день утопает, (Делают crescendoudiminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.) И ручьи по оврагам шумят. (пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.) Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют – посмотри! (Пропевают «ш-ш-ш...» и водят указательным пальцем по ладони.) Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. (Подражают голосам птиц, «летая» по комнате.) 3. «Утро» Солнышко сказало: Дети пропевают «а – а- а...» на легато, - Мне пора взойти! поднимаясь от нижнего звука к верхнему. Травка зашептала: Произносят «ш – ш – ш...» на длительном выдохе. - Мне пора расти! Пчелы загудели: Пропевают «ж – ж – ж...», делая glissando в пределах терции в среднем регистре. Мед пора собрать! Птицы загалдели: Пропевают «чик – чирик!..» в высоком и среднем регистрах. Летать, летать, летать!.. 4. «Самолет» Посмотрите, самолет Руки разведены в стороны. Отправляется в полет: Мы летим высоко, Руки подняты вверх. Пропевают звук[у] в высоком регистре. Мы летим низко, Руки опущены, дети приседают и пропевают звук[у] в низком регистре. Мы летим далеко, Руки – вперед, звук [у] пропевается тихо. Мы летим близко. Руки прижаты к груди, звук [у] пропевается громко. Упражнения на сочетание музыки с движениями (в зависимости от характера музыки, темпа, размера (метра):
Игроки: — Мимо леса, мимо дач (Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Слова произносятся спокойно, плавно в медленном темпе). Плыл по речке красный мяч. Увидала щука... (мяч перекатывается Щуке). Щука: — Что это за штука? (Щука разглядывает мяч и говорит слова). Хвать, хвать. Не поймать. (Щука ударяет мячом об пол. Слова произносятся ритмично, в более быстром темпе). Мячик вынырнул опять, Он пустился дальше плыть. (Щука перекидывает мяч детям). Игроки: — Выходи, тебе водить! (Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Ребенок, который поймал мяч на слове «водить», становится новым водящим и занимает место Щуки в центру круга). 6. «Кап – кап – кап...» Дети, изображают, как капает дождик (стучат указательными пальцами по коленям, произнося: «кап – кап – кап...» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «кап – кап – и – кон – чил — ся». После этого руки разводятся в стороны (музыка «дождик» А. Холминова). Упражнения на сочетание речи с движением (воспитание чувства ритма и темпа): 1. «Дворник». Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят: — Подметаю я свой двор, Собираю в кучу сор. Будут все меня хвалить, «Молодец» мне говорить! На акцент метла движется влево. 2. «Пильщики». Дети держаться попарно за правую руку подражая движению пильщиков, и говорят:
Мы домик строим для зверей. В нем серый зайчик станет жить, И с нами будет он дружить. Движения рук вперед и назад совпадают с акцентом. 3. «Молоток». Дети «вбивают молоточком гвозди в стену», говорят: - Молоточком я стучу, (два удара) В стенку гвоздик вколочу. (два удара) Гвоздь вбиваю сильней (два удара) Для картинки моей! (два удара) 4. «Маляр» Красить комнаты пора – Пригласили маляра. Он приходит в новый дом С яркой краской и ведром. 5. «Весна» От сосулек звон, звон, звон. (Руки собраны в щепоть. С уровня головы дети опускают их рывками до пола). Просыпайся клен, клен, клен, клен. (Дети из положения приседа постепенно поднимаются все выше и выше, держа кверху согнутые в локтях руки. Пальцы рук растопырены, изображая ветви клена). Растопился снег, снег, снег, снег. (Дети показывают сугробы, стоя совершают перед собой волнообразные движения кистями рук, постепенно разводя их в стороны). Ручейки в бег, в бег, в бег, в бег. (Дети изображают бегущий ручеек. Они складывают ладони рук вместе перед грудью и двигают их вперед по траектории ломаной линии). Гром шагает топ, топ, топ, топ. (Дети топают ногами). Почки слышно: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. (Дети хлопают в ладоши). Упражнения на развитие интонационно-выразительной стороны речи:
Те, кого охватит страх, Произносят слово «Ах!». Кто встречается с бедой, Произносят слово «Ой!». Кто отстанет от друзей, Произносят слово «Эй!». У кого захватит дух, Произносят слово «Ух!».
Открываем магазин, Продаем продукты. Покупает крокодил Овощи и фрукты. - Сколько стоит кабачок?
- Дайте два кабачка. - Дайте два пятачка. В магазин пришли еноты Покупать у продавца Два соленых огурца. Говорит продавец: - Две копейки огурец! - Дайте нам по огурцу! - Заплатите продавцу! - Сосчитаем: дважды два... - Дважды два — четыре? - Очень точно! Молодцы! - Забирайте огурцы! - Здравствуй, козлик. Что тебе?
И вот это, и вот это. - А монета? Где монета? - Потерял монету где-то! - Можно взять бесплатно? - Так и быть! Ладно!
Мизинец решил на прогулку идти, Но безымянный не разрешил. произносится строго А средний об этом услышал, Едва из терпенья не вышел. произносится гневно И печально сказал указательный: «Огорчится большой обязательно». произносится печально Дети произносят потешку и отгибают на левой руке из кулака пальчики, начиная с мизинца. 5. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок ( «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.) 6. Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе: «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4». Дети учатся произносить одну и ту же фразу по-разному. Используются фразы из четырех слов, каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. «Мы учимся говорить красиво», «Не мешайте мне трудится», «Наша Таня громко плачет» и т. д.
|