Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»
Логопедия
Автор: Унижонная Ольга Александровна   
03.11.2023 21:33

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»

Составила: учитель-логопед Ольга Александровна Унижонная Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Калининского района «Детский сад № 21 Родничок» Новосибирск 2023г.

Актуальность (необходимость создания пособия):

Специально подготовленная развивающая среда способствует творческому выражению ребенка, помогает ему успешно осуществлять коммуникацию с другими детьми и взрослыми. Большое значение при создании развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия.

 

Скачать конспект

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, им очень нравится подражать действиям взрослых и звукам окружающего мира, представлять себя кем-то. В игровой форме они учатся передавать интонацией свои эмоции, формируют правильный тип речевого дыхания, развивают координацию движений, высоту и силу голоса.

Данное пособие может использоваться логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ для включения в занятия элементов логоритмики.

Цель: обогащение предметно-развивающей среды, направленной на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать навыки речевого дыхания.
  2. Воспитывать чувство ритма и темпа через проговаривание стихотворных текстов с движениями и музыкальным сопровождением.
  3. Развивать высотный и силовой диапазон голоса.
  4. Развивать интонационно-выразительную сторону речи.
  5. Формировать умение выделять голосом ударный слог в слове, главное слово в предложении.
  6. Способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»

Упражнения для формирования навыков речевого дыхания, развития высотного и силового диапазона голоса:

  1. «Лесорубы»: изображая движения лесорубов (наклоны и взмахи рук), дети произносят на выдохе «ух – ух – ух».
  2. «Насос»: дети, наклоняясь, изображают работу насоса и произносят на выдохе длительно «с – с – с».
  3. «Тянем ниточку»: дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно напевая определённый звук либо слог. Вдох производится до начала движения рук. Логопед поощряет детей «тянуть ниточку» как можно дольше.
  4. «Лесенка»: при произнесении слогов правую руку поднять до уровня груди, а затем небольшими рывками поднимать её вверх, изображая ступеньки.
  5. «Песенка комаров и жуков»: дети делятся на две группы – комары и жуки. По команде логопеда: «Летят комары/жуки», названная группа детей размахивает руками, издавая соответствующие звук (З/Ж). По заданию логопеда: «Жуки/комары взлетели высоко на дерево/опустились на цветы», дети соответственно изменяют высоту голоса на произносимом звуке в пределах квинты (логопед предварительно даёт образец выполнения). Изменение высоты голоса сопровождаются показом руки (высоко – низко). По команде логопеда: «Жуки/комары, пойте громче/тише/еле слышно», дети изменяют силу голоса соответственно инструкции логопеда.

Фонопедические упражнения:

1. «Ракета»

Проверяем топливо. Дети произносят «ш – ш – ш...».

Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук[а].

Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки

[у] в разных регистрах. Логопед

показывает высоту звука рукой.

Включаем двигатель. Произносят звук [м] и вращают кулачками перед грудью.

2. «Полюбуйся – весна»

Полюбуйся: весна наступает,

(Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.)

Журавли караваном летят,

(Пропевают «курлы, курлы...» в верхнем регистре.)

В ярком золоте день утопает,

(Делают crescendoudiminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.)

И ручьи по оврагам шумят.

(пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.)

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют – посмотри!

(Пропевают «ш-ш-ш...» и водят указательным пальцем по ладони.)

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

(Подражают голосам птиц, «летая» по комнате.)

3. «Утро»

Солнышко сказало: Дети пропевают «а – а- а...» на легато,

- Мне пора взойти! поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала: Произносят «ш – ш – ш...» на длительном выдохе.

- Мне пора расти!

Пчелы загудели: Пропевают «ж – ж – ж...», делая glissando в

пределах терции в среднем регистре. Мед пора собрать!

Птицы загалдели: Пропевают «чик – чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

Летать, летать, летать!..

4. «Самолет»

Посмотрите, самолет Руки разведены в стороны.

Отправляется в полет:

Мы летим высоко, Руки подняты вверх. Пропевают звук[у] в высоком регистре.

Мы летим низко, Руки опущены, дети приседают и пропевают звук[у] в низком регистре.

Мы летим далеко, Руки – вперед, звук [у] пропевается тихо.

Мы летим близко. Руки прижаты к груди, звук [у] пропевается громко.

Упражнения на сочетание музыки с движениями (в зависимости от характера музыки, темпа, размера (метра):

  1. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу. Лисе, волку, полету птице и др.
  2. Дети ходят под музыку в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки.
  3. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.
  4. Дети, встав парами друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп – бегут.
  5. «Щука». Игру сопровождает музыка «Рыбка» М. Красева с изменением темпа. Дети встают в круг, а водящий – Щука – входит внутрь круга. Логопед и дети читают стихотворение и выполняют следующие действия с мячом:

Игроки: — Мимо леса, мимо дач

(Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Слова произносятся спокойно, плавно в медленном темпе).

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука...

(мяч перекатывается Щуке).

Щука: — Что это за штука?

(Щука разглядывает мяч и говорит слова).

Хвать, хвать. Не поймать.

(Щука ударяет мячом об пол. Слова произносятся ритмично, в более быстром темпе).

Мячик вынырнул опять,

Он пустился дальше плыть.

(Щука перекидывает мяч детям).

Игроки: — Выходи, тебе водить!

(Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Ребенок, который поймал мяч на слове «водить», становится новым водящим и занимает место Щуки в центру круга).

6. «Кап – кап – кап...» Дети, изображают, как капает дождик (стучат указательными пальцами по коленям, произнося: «кап – кап – кап...» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «кап – кап – и – кон – чил — ся». После этого руки разводятся в стороны (музыка «дождик» А. Холминова).

Упражнения на сочетание речи с движением (воспитание чувства ритма и темпа):

1. «Дворник». Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят: — Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор.

Будут все меня хвалить,

«Молодец» мне говорить!

На акцент метла движется влево.

2. «Пильщики». Дети держаться попарно за правую руку подражая движению пильщиков, и говорят:

  • Пили, пила, пили живей

Мы домик строим для зверей.

В нем серый зайчик станет жить,

И с нами будет он дружить.

Движения рук вперед и назад совпадают с акцентом.

3. «Молоток». Дети «вбивают молоточком гвозди в стену», говорят:

- Молоточком я стучу, (два удара)

В стенку гвоздик вколочу. (два удара)

Гвоздь вбиваю сильней (два удара)

Для картинки моей! (два удара)

4. «Маляр»

Красить комнаты пора –

Пригласили маляра.

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром.

5. «Весна»

От сосулек звон, звон, звон.

(Руки собраны в щепоть. С уровня головы дети опускают их рывками до пола).

Просыпайся клен, клен, клен, клен.

(Дети из положения приседа постепенно поднимаются все выше и выше,

держа кверху согнутые в локтях руки. Пальцы рук растопырены, изображая ветви клена).

Растопился снег, снег, снег, снег.

(Дети показывают сугробы, стоя совершают перед собой волнообразные движения кистями рук, постепенно разводя их в стороны).

Ручейки в бег, в бег, в бег, в бег.

(Дети изображают бегущий ручеек. Они складывают ладони рук вместе перед грудью и двигают их вперед по траектории ломаной линии).

Гром шагает топ, топ, топ, топ.

(Дети топают ногами).

Почки слышно: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

(Дети хлопают в ладоши).

Упражнения на развитие интонационно-выразительной стороны речи:

  1. «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный и др.
  2. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
  3. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
  4. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом:
  • **

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносят слово «Ух!».

  • **

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?

  • Кабачок? Пятачок

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.

В магазин пришли еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

- Две копейки огурец!

- Дайте нам по огурцу!

- Заплатите продавцу!

- Сосчитаем: дважды два...

- Дважды два — четыре?

- Очень точно! Молодцы!

- Забирайте огурцы!

- Здравствуй, козлик. Что тебе?

  • Мне, пожалуйста, вот это

И вот это, и вот это.

- А монета? Где монета?

- Потерял монету где-то!

- Можно взять бесплатно?

- Так и быть! Ладно!

  • **

Мизинец решил на прогулку идти,

Но безымянный не разрешил. произносится строго

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел. произносится гневно

И печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно». произносится печально

Дети произносят потешку и отгибают на левой руке из кулака пальчики, начиная с мизинца.

5. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок ( «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.)

6. Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе: «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4». Дети учатся произносить одну и ту же фразу по-разному. Используются фразы из четырех слов, каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. «Мы учимся говорить красиво», «Не мешайте мне трудится», «Наша Таня громко плачет» и т. д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год