Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Логопедия
Автор: Громова Ольга Алексеевна   
23.10.2023 21:58

«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Громова О.А., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Маленькая страна».

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности — учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

 

Скачать конспект

Единственный язык, который легко даётся детям — это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игровая педагогическая технология – это последовательная деятельность педагога:

  • по отбору, разработке, подготовке игр;
  • включению детей в игровую деятельность;
  • осуществлению самой игры;
  • подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  • Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей

последовательности:

  • дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
  • игровая технология охватывает определённую частьобразовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем;
  • в игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровые технологии становятся:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игрызависит от:

  • знания методики игровой деятельности;
  • профессионального мастерства педагогапри организации и руководстве различными видами игр;
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

  • выбор игры;
  • предложение игры;
  • объяснение игры;
  • игровое оборудование;
  • организация игрового коллектива;
  • развитие игровой ситуации;
  • окончание игры.

Педагогические игры различаются:

1. По виду деятельности:

  • двигательные
  • интеллектуальные
  • психологические и т. д.

2. По характеру педагогического процесса:

  • обучающие
  • тренировочные
  • контролирующие
  • познавательные
  • воспитательные
  • развивающие

- диагностические.

3. По характеру игровой методики:

  • игры с правилами
  • игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры
  • игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая, устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию:

  • музыкальные
  • математические
  • социализирующие
  • логические и т. д.

5. По игровому оборудованию:

  • настольные
  • компьютерные
  • театрализованные
  • сюжетно-ролевые
  • режиссёрские и т. д.

Достоинства игровых технологий:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей — внимание, восприятие, мышление, воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решению задач:

  • изучить и проанализировать литературу по теме
  • изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе
  • постоянно обновлять и пополнять картотеку дидактических игр
  • оказывать методическую помощь воспитателям по использованию дидактических игр, способствующих речевому развитию воспитанников

- оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Свою работу строю таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Дидактические игры, активно используемые в работе:

«Логопедический городок. «Домик» от Smile-Dekor:

Логопедическое пособие для автоматизации звуков, развития фонематического анализа, грамматического строя, связной речи, умения определять количество слогов в слове.

  1. Игра «Логодомик». Рассмотрите вместе с ребёнком Логодомик с окошками. Спросите, сколько этажей в домике? Сколько окошек на каждом этаже? Уточните, окошки какого цвета расположены вверху, внизу, справа, слева? Окошко какого цвета находится справа на первом этаже, слева на втором этаже, между зелёным и красным окошком, справа от синего окошка и т.д.
  2. Игра «Назови правильно». Вставьте одну из карточек в Логодомик, цветные окошки разложите на столе. Предложите ребёнку помочь жителям городка правильно назвать картинки на карточке и закрыть их цветными окошками. Когда все окошки будут закрыты, предложите ребёнку вспомнить, какие картинки нарисованы на карточке? Какая картинка прячется под синим, зелёным, красным окошком.
  3. Игра «Где спрятался звук». Для игры понадобятся фишки с квадратами, обозначающими место звука в слове (начало, середина, конец). Вставьте одну из карточек в Логодомик, например, со звуком Ш, откройте все окошки. Попросите ребёнка назвать все картинки на карточке. Предложите определить, в названии каких картинок звук Ш находится в начале слова, середине или конце и закрыть картинки соответствующими фишками.
  4. Игра «Повтори слово». Вставьте одну из карточек в Логодомик, закройте картинки фишками с цифрами (цифрой вниз) в хаотичном порядке. Попросите ребёнка открыть одну из фишек, назвать цифру на фишке, например, 4 и повторить 4 раза название картинки вместе с числительным (один рак, два рака и т.д.).
  5. Игра «Посчитай слоги». Вставьте одну из карточек в Логодомик и закройте картинки цветными окошками. Для игры также понадобятся фишки с цифрами. Предложите ребёнку открыть любую картинку, назвать её, определить количество слогов в слове и закрыть соответствующей фишкой с цифрой. Если в слове один слог, ребёнок закрывает картинку фишкой с цифрой 1, если два слога –цифрой 2 и т.д.
  6. Игра «Назови признак или действие». Вставьте одну из карточек в Логодомик, закройте картинки фишками с цифрами (цифрой вниз) в хаотичном порядке. Попросите ребёнка открыть одну из фишек с цифрой и назвать картинку на карточке. Предложите ребёнку подобрать к названию картинки столько слов-предметов или слов-действий, сколько указано на фишке.
  7. Игра «Составь предложение». Вставьте одну из карточек в Логодомик. Закройте картинки окошками, неокрашенной стороной вверх, а несколько картинок закройте цветными окошками. Предложите ребёнку открыть цветные окошки и составить предложение, используя данные картинки.

«Логопедический городок. «Звуковички» от Smile-Dekor:

Логопедическое пособие для развития звуко-буквенного анализа, слухоречевой памяти, обучения навыкам чтения. Пособие «Звуковички» можно использовать отдельно, а можно объединять с другими пособиями из серии «Логопедический домик».

  1. Игра «Звуковички». Найти «семьи» Звуковичков (согласные –гласные).
  2. Игра «Твёрдый-мягкий». Собрать Звуковичков в синес и зелётом комбинезоне (без колокольчиков) и назвать любой твёрдый или мягкий согласный звук.
  3. Игра «Определи звук». Разложить на столе карточки с картинками. Предложить ребёнку выбрать 4-6 картинок, произнести первый звук в названии каждой картинки и обозначить соответствующим Звуковичком.
  4. Игра «Зашифруй буквы». Выбрать одну из карточек со словами и вставить её в крышку коробки. Прочитать слово и составить звуковую схему слова.
  5. Игра «Выложи слово». Выберите карточку с картинкой, в названии которой три звука (кот, мак, кит, кот). Определить звуки и обозначить их Звуковичками.
  6. Игра «Подбери картинку». Совместить карточку со словом с карточкой с картинкой.
  7. Игра «Звонкий-глухой». Взрослый называет согласный звук, а ребёнок показывает соответствующего Звуковичка (с колокольчиком или без).
  8. Игра «Ударение». Взять карточку со словом, прочитать его, выделяя ударный звук, а затем закрыть его Звуковичком с молоточком.
  9. Игра «Грамотейка». Взять карточку со словом. Прочитать его и выложить схему слова самостоятельно.
  10. Игра «Угадай-ка!». Выберите 4-6 карточек и выложите с помощью Звуковичков схему названия одной из картинок. Задача ребёнка – найти картинку, название которой будет соответствовать данной схеме. Потом поменяться с ребёнком ролями.

В заключении хотелось бы отметить, что работа с подобными пособиями повышает интерес детей коррекционной работе, создает ситуации для взаимопроверки и взаимопомощи, учит работать в паре, рассуждать, анализировать получившийся результат, оценивать свою работу и работу товарища, объяснять, отстаивать свою точку зрения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год