«Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
Громова О.А., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Маленькая страна».
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности — учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Скачать конспект
Единственный язык, который легко даётся детям — это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игровая педагогическая технология – это последовательная деятельность педагога:
- по отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Концептуальные основы игровой технологии:
- Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности:
- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом;
- игровая технология охватывает определённую частьобразовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем;
- в игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Игровые технологии становятся:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игрызависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагогапри организации и руководстве различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры;
- предложение игры;
- объяснение игры;
- игровое оборудование;
- организация игрового коллектива;
- развитие игровой ситуации;
- окончание игры.
Педагогические игры различаются:
1. По виду деятельности:
- двигательные
- интеллектуальные
- психологические и т. д.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие
- тренировочные
- контролирующие
- познавательные
- воспитательные
- развивающие
- диагностические.
3. По характеру игровой методики:
- игры с правилами
- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры
- игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая, устанавливается в зависимости от её хода.
4. По содержанию:
- музыкальные
- математические
- социализирующие
- логические и т. д.
5. По игровому оборудованию:
- настольные
- компьютерные
- театрализованные
- сюжетно-ролевые
- режиссёрские и т. д.
Достоинства игровых технологий:
- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей — внимание, восприятие, мышление, воображение;
- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
- происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Данные цели привели к постановке и решению задач:
- изучить и проанализировать литературу по теме
- изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе
- постоянно обновлять и пополнять картотеку дидактических игр
- оказывать методическую помощь воспитателям по использованию дидактических игр, способствующих речевому развитию воспитанников
- оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
Свою работу строю таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дидактические игры, активно используемые в работе:
«Логопедический городок. «Домик» от Smile-Dekor:
Логопедическое пособие для автоматизации звуков, развития фонематического анализа, грамматического строя, связной речи, умения определять количество слогов в слове.
- Игра «Логодомик». Рассмотрите вместе с ребёнком Логодомик с окошками. Спросите, сколько этажей в домике? Сколько окошек на каждом этаже? Уточните, окошки какого цвета расположены вверху, внизу, справа, слева? Окошко какого цвета находится справа на первом этаже, слева на втором этаже, между зелёным и красным окошком, справа от синего окошка и т.д.
- Игра «Назови правильно». Вставьте одну из карточек в Логодомик, цветные окошки разложите на столе. Предложите ребёнку помочь жителям городка правильно назвать картинки на карточке и закрыть их цветными окошками. Когда все окошки будут закрыты, предложите ребёнку вспомнить, какие картинки нарисованы на карточке? Какая картинка прячется под синим, зелёным, красным окошком.
- Игра «Где спрятался звук». Для игры понадобятся фишки с квадратами, обозначающими место звука в слове (начало, середина, конец). Вставьте одну из карточек в Логодомик, например, со звуком Ш, откройте все окошки. Попросите ребёнка назвать все картинки на карточке. Предложите определить, в названии каких картинок звук Ш находится в начале слова, середине или конце и закрыть картинки соответствующими фишками.
- Игра «Повтори слово». Вставьте одну из карточек в Логодомик, закройте картинки фишками с цифрами (цифрой вниз) в хаотичном порядке. Попросите ребёнка открыть одну из фишек, назвать цифру на фишке, например, 4 и повторить 4 раза название картинки вместе с числительным (один рак, два рака и т.д.).
- Игра «Посчитай слоги». Вставьте одну из карточек в Логодомик и закройте картинки цветными окошками. Для игры также понадобятся фишки с цифрами. Предложите ребёнку открыть любую картинку, назвать её, определить количество слогов в слове и закрыть соответствующей фишкой с цифрой. Если в слове один слог, ребёнок закрывает картинку фишкой с цифрой 1, если два слога –цифрой 2 и т.д.
- Игра «Назови признак или действие». Вставьте одну из карточек в Логодомик, закройте картинки фишками с цифрами (цифрой вниз) в хаотичном порядке. Попросите ребёнка открыть одну из фишек с цифрой и назвать картинку на карточке. Предложите ребёнку подобрать к названию картинки столько слов-предметов или слов-действий, сколько указано на фишке.
- Игра «Составь предложение». Вставьте одну из карточек в Логодомик. Закройте картинки окошками, неокрашенной стороной вверх, а несколько картинок закройте цветными окошками. Предложите ребёнку открыть цветные окошки и составить предложение, используя данные картинки.
«Логопедический городок. «Звуковички» от Smile-Dekor:
Логопедическое пособие для развития звуко-буквенного анализа, слухоречевой памяти, обучения навыкам чтения. Пособие «Звуковички» можно использовать отдельно, а можно объединять с другими пособиями из серии «Логопедический домик».
- Игра «Звуковички». Найти «семьи» Звуковичков (согласные –гласные).
- Игра «Твёрдый-мягкий». Собрать Звуковичков в синес и зелётом комбинезоне (без колокольчиков) и назвать любой твёрдый или мягкий согласный звук.
- Игра «Определи звук». Разложить на столе карточки с картинками. Предложить ребёнку выбрать 4-6 картинок, произнести первый звук в названии каждой картинки и обозначить соответствующим Звуковичком.
- Игра «Зашифруй буквы». Выбрать одну из карточек со словами и вставить её в крышку коробки. Прочитать слово и составить звуковую схему слова.
- Игра «Выложи слово». Выберите карточку с картинкой, в названии которой три звука (кот, мак, кит, кот). Определить звуки и обозначить их Звуковичками.
- Игра «Подбери картинку». Совместить карточку со словом с карточкой с картинкой.
- Игра «Звонкий-глухой». Взрослый называет согласный звук, а ребёнок показывает соответствующего Звуковичка (с колокольчиком или без).
- Игра «Ударение». Взять карточку со словом, прочитать его, выделяя ударный звук, а затем закрыть его Звуковичком с молоточком.
- Игра «Грамотейка». Взять карточку со словом. Прочитать его и выложить схему слова самостоятельно.
- Игра «Угадай-ка!». Выберите 4-6 карточек и выложите с помощью Звуковичков схему названия одной из картинок. Задача ребёнка – найти картинку, название которой будет соответствовать данной схеме. Потом поменяться с ребёнком ролями.
В заключении хотелось бы отметить, что работа с подобными пособиями повышает интерес детей коррекционной работе, создает ситуации для взаимопроверки и взаимопомощи, учит работать в паре, рассуждать, анализировать получившийся результат, оценивать свою работу и работу товарища, объяснять, отстаивать свою точку зрения.
|