Логопедическое (фронтальное) занятие в старшей группе «Животные жарких стран. Путешествие в Африку». |
Логопедия | |||
Автор: Пряхина Валентина Игоревна | |||
17.10.2023 14:25 | |||
Логопедическое (фронтальное) занятие в старшей группе «Животные жарких стран. Путешествие в Африку». Цель: развитие лексико – грамматическогостроя речи по теме «Животные жарких стран». Задачи: I Коррекционно – образовательные
II Коррекционно – развивающие
III Коррекционно – воспитательные
Оборудование: глобус, указки, бумажные самолётики, ноутбук, «волшебный» мешочек, объёмные/плоскостные фигурки «Животные жарких стран», мяч, дидактический материал + презентации с играми, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в парах. IОрганизационный момент: Вопросы: (отвечать полным предложением!) Какое сейчас время года? (весна). «Какое время года осталось позади?» (зима). Какое время года придёт на смену весне? (лето). Ребята, вы любите лето? Знаете ли вы, что есть такие страны, где круглый год тепло? Какие это страны? Назовите их. (Жаркие страны: Африка, Австралия, Индия, Южная Америка). А хотелось бы вам отправиться в теплые страны? Я тоже мечтаю побывать в теплых странах, например, в Африке. Там очень жарко и не бывает снега даже зимой! Предлагаю прямо сейчас нам попасть в любую из жарких стран! Например, в Африку! Вы готовы? Поможет нам в этом волшебный глобус! Что такое глобус? (макет нашей планеты Земля). Посмотрите, (показываю указкой границы, предлагаю ребёнку показать/повторить) — вот наша страна Российская Федерация. А вот здесь, расположен континент Африка, а здесь Австралия…Индия (рассматриваем, очерчиваем границы указками). Далеко от России расположены эти страны? На каком транспорте можно быстро там очутиться? (на самолёте). Есть у нас самолётики! Волшебные! И чтобы они полетели, нужно сделать дыхательную гимнастику. (глубокий вдох носом, выдох ртом, дуем на самолётик на ладошке у рта. Щёки не надувать!). «Волшебный глобус я кручу, Попасть я в Африку хочу. На самолёте полечу!!!» Гул мотора! Л-Л-Л-Л! Заводим мотор! Полетели! РРРРРРРРРРРР Звучит песня «Чунга — чанга» (презентация 1, 1 слайд). IIОсновная часть: Презентация 1. (2 слайд) «Животные жарких стран». Вот мы и в Африке! Посмотрите, перед нами животные Африки. (рассматриваем на 2 слайде) Вспомните и назовите, какие животные здесь живут? (Ответы обучающихся). Назовите, каких животных называют травоядные? А кто такие Хищники? (Ответы обучающихся). (3 слайд, 4 слайд) (Кто травоядные? Хищники?) А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Чей голос?». Для этого необходимо внимательно послушать и отгадать, голос какого животного Африки вы слышите! Ребята, встаньте пожалуйста, и повернитесь ко мне спиной. Кто догадался, чей это голос, не поворачиваясь, поднимаем руку! 5 слайд! Слушание и отгадывание голосов животных (лев, слон, обезьяна, бегемот, зебра, носорог). Артикуляционная гимнастика. А теперь мы превратимся в некоторых животных Африки и изобразим их. Выполним упражнения для губ и язычка. Аккуратно возьмите зеркало, и поставьте перед собой. (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц): «Бегемот» (широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости). Бегемот разинул рот, Булку просит бегемот. «Слон» Я слегка прикрою рот, губы хоботом вперёд. Далеко я их тяну, как при долгом звуке у-у-у. Упражнения для языка) «Жираф жует листочки» (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя). «Обезьянки качаются на лианах» (Рот открыт. Губы в улыбке. «Часики», «Качели»). «Сигнал опасности у обезьянок» (щелкать языком, изменяя форму рта "улыбка-трубочка"). «Зебра» Зебры резвые лошадки – Бойко скачут по площадке (упражнение «Лошадка»). Молодцы! «Мы по Африке гуляем С животными жарких стран играем, И разные задания выполняем!». Только нужно не молчать, на??? упражнений четко, внятно отвечать полным предложением! Задание 1: «Добавь словечко». В Африке живут:
Задание 2: «Волшебный мешочек» (приглашаю детей выйти на ковёр). Обучающиеся по очереди опускают руки в волшебный мешочек, пробуют на ощупь отгадать животное и назвать, затем достают фигурку животного и описывают его «Какой, какая?». + Игра на словообразование со всеми детьми: У жирафа длинная шея – значит он какой? –жирафдлинношеий. У бегемота толстая кожа – толстокожий., У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая, У верблюда два горба – двугорбый, У слона большие уши? – большеухий. У льва пышная грива – пышногривый. Задание 4: (с мячом) «Один-много» (Игра на ковре). Я буду бросать мяч и называть одно животное из жарких стран. Вы ловите мяч и называете много животных. Например, тигр-тигры. Лев- Зебра- Крокодил- Слон – Леопард – Обезьяна – Бегемот – Носорог – Задание 5: Д/и «Африканские прятки» «На пальме спряталась обезьянка, потому что из-за пальмы торчит обезьяний хвост и обезьяньи лапы». Подобным образом дети находят животных за кактусом, деревом, травой, в воде и в песке. ОТВЕЧАТЬ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ! Каждому ребёнку положила картинку с животным для инд. работы на карточке. (образование притяжательных прилагательныхи отработка предлогов, индивидуальная работа на карточке) «Кто спрятался в траве?» (образование притяжательных прилагательных). (на доске, формат А3). Пока мы играли, животные спрятались в траве. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами, потому что я вижу … (слоновий хобот) (Пример: в траве прячется лев, потому что я вижу львиную гриву…). Молодцы, ребята! Вы очень зоркие и внимательные! Задание 7: Игра «Назови семью: папа, мама, детёныш/детёныши». слон-слониха, слонёнок/слонята; тигр – тигрица, тигрёнок/тигрята; лев -львица, львёнок/львята; верблюд — верблюдица, верблюжонок/верблюжата; Задание 8. Д/игра «1-2-5» (на доске, ребёнок выкладывает и говорит по картинкам-карточкам). 1 слон – 2 слона – пять слонов … 1зебра – 2 зебры – пять зебр… Презентация 2. Задание 6: Игра «4 лишний» (1-4 слайд) + Работа по индивидуальным карточкам. Презентация 2. (с 5 слайда) Задание 9. Игра «Кому подходит это определение?» (фразеологизмы) Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы внимательно послушайте и попробуйте объяснить, какому человеку оно подходит. «Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.) «Топает, как слон». (Это человек, который ходит очень громко, человек с тяжелой походкой.) «Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.) «Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.) «Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, который что-то скрывает и плачет не по-настоящему, проливает лживые слезы, притворные) IIIЗаключительная часть: Молодцы! Со всеми заданиями справилась! Но пришло время нам вернуться обратно… «Волшебный глобус я кручу, Домой, в Россию я хочу. На самолёте полечу!!!» Заводим мотор! Гул мотора! Л_Л_Л_Л_Л. Полетели! РРРРРРРРРРРР. ??? На каком жарком континенте мы сегодня побывали? Какие задания выполняли? При выполнении какого задания вы испытали трудности? Что понравилось больше всего на занятии?
Разработала и провела: В.И. Пряхина, учитель – логопед МОУ «КНШ-Д/с №14» Челябинская область., г. Кыштым.
|