Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом» «Путешествие со змейкой» |
Логопедия | |||
Автор: Горшенина Вероника Сиреневна | |||
14.10.2023 12:58 | |||
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом» «Путешествие со змейкой» Подготовила: учитель-логопед Горшенина Вероника Сиреневна Уфа, 2023 г. Цель: автоматизация звука Ш в словах открытым слогом. Задачи: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно — развивающая:
Коррекционно – воспитательные:
Оборудование: змейка, ватка, предметные картинки, конверты, карточки, ноутбук. Ход занятия: Логопед: — Здравствуй, давай мы с тобой поприветствуем друг друга. 1. Ритуал приветствия. Цель: создание доверительных отношений между ребенком и логопедом, настрой на рабочий лад. Содержание: логопед и ребенок встают друг напротив друга, берутся за руки и поочереди приветствуют друг друга и улыбаясь и кивая друг другу головой. Логопед: - Прекрасно все на свете! Прекрасно на Земле! Прекрасно все вокруг! Прекрасно все во мне! Логопед: Правила речи: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре Громко, четко, говорим И никогда мы не спешим! 2. Организационный момент. Логопед: - К нам в гости пришла Змейка, она хочет с тобой отправиться в путешествие, а еще она принесла с собой конверты с заданиями. За каждое выполненное задание, ты будешь получать жетон, а в конце тебя жжет сюприз. Ты готов отправиться в путешествие со змейкой? Ребенок: - Да. 3. Артикуляционная гимнастика. Логопед открывает первый конверт. В нем лежит картинка с изображением рта. Логопед: — Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед путешествием надо размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика, на экране появляются примеры). Упражнения для губ. «Улыбка» Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И нисколько не устану. «Трубочка» Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Упражнения для языка. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя- пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. «Лопаточка» Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Язык лопаткой положи И под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! «Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). «Лошадка» Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)! Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас ждала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. «Грибок» Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот. Я стою на ножке тонкой. Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шляпой С бархатной подкладкой. «Гармошка» Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычком прижму, Ниже челюсть отведу. Логопед: - Молодец! Держи первый жетон. Дальше отправляемся в путешествие? Ребенок: - Да! 3. Пальчиковая гимнастика. Логопед открывает следующий конверт. В нем лежит картинка с изображением рук. Логопед: Чтобы нам было легко преодолевать препятствия, которые нас ожидают, перед путешествием надо размять еще и пальчики. А ты помнишь, какая любимая песенка у змейки? Ребенок: - Ш-ш-ш-ш. Логопед: Да, правильно. Для выполнения следующего задание тебе нужно, чтобы пальчики правой и левой руки «поздоровались», произноси Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; поочерёдно соединяя пальцы рук с большим (сначала на правой руке, затем на левой, на двух руках одновременно). Логопед: - Молодец! Держи еще один жетон. Дальше отправляемся в путешествие? Ребенок: - Да! 4. Дыхательная гимнастика. Логопед открывает следующий конверт. В нем лежит картинка с изображением зимы. Логопед: – Со змейкой сейчас попали в холодную страну, чтобы не замерзли руки. Нам нужно их согреть. Сделай глубокий вдох носом, округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. – А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку. - Молодец! Держи еще один жетон. Дальше отправляемся в путешествие? Ребенок: - Да! 5. Развитие фонематического слуха. Логопед открывает следующий конверт. В нем лежит картинка с изображением охотника. Логопед: – Сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его — хлопай в ладоши: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш ХА – ША – ЛА – ПА – ША – НУ – ШУ – ДУ – МО – ШО ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КАША – ОСЁЛ - Молодец! Держи еще один жетон. Дальше отправляемся в путешествие? Ребенок: - Да! 6. Физкультминутка. Логопед: Мы с тобой сделали почти половину заданий, преодолели такой длинный путь. Я думаю, что пора и отдохнуть. Встаем прямо. Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф» А теперь насос включаем, Воздух в шарик мы качаем. «ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш» Влево- раз, вправо- два, Влево- раз, вправо- два, Раз- два- три- четыре (2 раза) Хорошо мы потрудились. Логопед: - Молодец! Дальше отправляемся в путешествие? Ребенок: - Да! 7. Автоматизация звука Ш в словах с открытым слогом. Логопед открывает следующий конверт. В нем лежат картинки со звуком Ш. Логопед: – Перед тобой лежат картинки, назови их без запинки. – Машина, мешок, шайба, шапка, шина, шуба, ошейник, шут, мишень. – Молодец! – Назови парами «У живого предмета — неживой». – Теперь назови всё, что люди надевают на себя. - Следующая игра называется «Чего не стало?» Ты закрываешь глаза, я убираю картинку, а ты угадываешь, какую картинку я убрала (шут, шина, шапка, машина, шайба, шуба). - Молодец! Держи еще один жетон. Смотри у нас остался последний конверт, наверно, это последнее задания со змейкой. Посмотрим что там? Ребенок: - Да! Логопед открывает следующий конверт. В нем лежат картинки на них изображены цифры, девочка, буква У и картинки со звуком Ш. Логопед: - Составь предложения с числительными (перед ребенком последовательно выкладываются картинки с буквой "У", девочкой, цифрой, изображением). У Даши 2 машины. 2 У Даши 3 шапки. 3 У Даши 5 шуб. 5 Логопед: - Молодец! Получай еще один жетон. Вот и наше путешествие подошло к концу. Змейке было очень интересно. 8. Итог занятия. Логопед: - Тебе понравилось сегодняшнее путешествие? Ребенок: — Да! – С каким звуком мы сегодня работали? Ребенок: Ш-ш-ш… Логопед: - Какие задания тебе показались легкими, а какие вызывали трудности? Ребенок: … Логопед: - Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Теперь змейка хочет тебя наградить (вручается наклейка с изображением змейки).
|