Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры по формированию падежных окончаний существительных для детей 5-7 лет с ОНР.
Логопедия
Автор: Федорова Ирина Алексеевна   
12.10.2023 15:14

Игры по формированию падежных окончаний существительных для детей 5-7 лет с ОНР.Игры по формированию падежных окончаний существительных для детей 5-7 лет с ОНР.

Учитель-логопед: Фёдорова Ирина Алексеевна, учреждение МАОУ СОШ № 11, дошкольное отделение городской округ Долгопрудный.

В моей работе подобраны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи, которые я использую на логопедических занятиях, данные игры развивают практические навыки словоизменения существительных, расширяют пассивный и активный словарь ребенка.

Одним из наиболее сложных разделов обучения для детей с ОНР является раздел умения изменять слова существительные по падежам. Так как этот раздел программы по развитию речи требует длительной работы и большого количества практики.

Дети с ОНР не улавливают синтаксического значения падежа ( «ест каша, сидит на стульчику»).

 

Не правильно используют грамматические элементы для обозначения множественности предметов: при употреблении наречия «много» (много грибы, много карандаши); при употреблении числительных (два грибы, три машинка) или (много грибах, три куклах).

При чем, чем больше вариантов в наборе падежных флексий, тем медленнее они усваиваются ребенком. Например, существительные Тв. п. ед. ч. имеют в своем наборе несколько вариантов окончаний (-ом, -ем, -ей, -ью), усваивается значительно медленнее, чем В.п. или П.п..

Особое внимание должно уделяться изучению имен существительных, не изменяемых по падежам. В устной речи детей с глубокой речевой патологией часто встречаются грамматичные высказывания типа «нет палъта», «приехал на метре» и т.д. Смыкаясь с просторечием, эти ошибки носят патологический характер и не поддаются коррекции в ходе текущих исправлений, что требует организации специальной целенаправленной работы, которая далеко не ограничивается одним занятием. На протяжении целого ряда занятий необходимо просто заучивать эти слова и давать детям тексты и слова, в которых они должны узнавать и употреблять эти существительные в различных падежах.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. На таких занятиях я все внимание детей привлекаю к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание и предложение становятся содержанием их умственной работы. На занятиях дети получают образец, который запоминают и используют как эталон в оценке речи. Задача моей работы на таких занятиях заключается в обучении практическому изменению слов по падежам и числам через игры упражнения.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личных черт, интеллекта. Ряд исследований подтверждают, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов обучения.

Для отработки падежных окончаний имён существительных единственного числа, можно использовать следующие дидактические игры.

Дидактические игры и упражнения на формирование

именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Чего много в магазине?» (дифференциация окончаний существительных именительного падежа).

По стихотворению С.Михалкова «Андрюшка»

Лежали на полке, стояли на полке

Слоны и собаки, верблюды и волки.

Пушистые кошки, губные гармошки,

И утки, и дудки, и куклы – матрешки.

- Кто лежал на полке?

- Что стояло на полке?

2. Игра «Что растет в лесу» (формирование именительного падежа множественного числа).

На доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», педагог постепенно вывешивает вокруг этой картинки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода), а дети должны назвать эти картинки предметов во множественном числе.

  • В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы)

- В лесу растет одна сосна?

- В лесу растет один гриб?

3. «Сундучок с картинками»

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь картинку, назови.

– Что ты вытащила? (Красное яблоко, синее ведро; деревянную ложку, стеклянную банку, малиновое варенье, сливовый компот).

Дидактические игры и упражнения на формирование

родительного падежа множественного числа.

1. Игра «С какого дерева упал листок?» (закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С).

Картинки с листьями деревьев раздаются детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена, у меня упал с березы».

2. Играем в сказку «Колобок» (образование формы родительного падежа с предлогом ОТ).

Детям читается сказка «Колобок», затем сказка прочитывается по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

3. Дидактическая игра «Подбираем рифму» (формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных).

Читается шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово:

Вчера, в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговариваются).

Речевой материал:

Даем честное слово:

Вчера, в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (носков),

И щенков без … (тапочек),

И синичек без … (рукавичек).

4. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний существительных родительного падежа).

Эта собака больше… (кошки).

Кошка сильнее… (мышки).

Брат выше… (сестры).

Я прошел мимо… (магазина).

Я иду вдоль… (реки).

Я дошел до… (моста).

Нужно купить на рынке… (сыра).

Это ветка… (ели).

У дедушки нет… (зонта).

У Кати нет… (собаки).

5. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите

нужные картинки из второго столбика отвечая на вопрос: «Кто у кого?»

(дифференциация окончаний существительных родительного падежа).

теленок кошка

жеребенок медведица

поросенок собака

цыпленок свинья

щенок курица

медвежонок овца

котенок корова

ягненок лошадь

Дидактические игры и упражнения на формирование

дательного падежа единственного и множественного числа.

1. Игра «Гости» (закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа).

У каждого ребенка по картинке с животными (игрушки), у педагога зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагается выбрать по картинке, для своего животного (орехи я дам белке; мед я дам медведю, кору я дам зайчику, ежу я дам яблоко, лисе я дам рыбу).

2. Игра «Кому что?» стихотворение В.Сапгира

Иголке — нитка, забору — калитка,

Книжке — обложка, мышке — нора,

А братишке — сестра.

Утке — пруд, а лентяю — труд.

Солнышку — лето, рифмы – поэту.

И всем воскресенье нужно без сомнения.

- Кому что?

3. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний имен существительных дательного падежа).

Врач прописал… (дедушке) лекарство.

Налей… (собаке) воды.

Позвони по… (телефону).

Семья приехала к… (морю).

Хозяйка дает морковку… (кролику).

Мама читает сказку… (сыну).

Дидактические игры на формирование винительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» (дифференциация

окончаний имен существительных винительного падежа)

Дети называют предметы, которые их окружают, и назвают больше предметов одним предложением. Один ребенок называет в единственном числе, а другой повторяет во множественном числе (Я вижу стол, окно, стул … Я вижу столы, окна, стулья…)

2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно»

Задаются вопросы и даются варианты ответов, поставленных в начальную форму, дети внимательно слушают педагога и исправляют ошибку.

  • Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка)
  • Цени что? (труд, забота, дружба)
  • Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц)

- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

3. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний существительных винительного падежа).

Рыбак поймал… (рыбу).

Портниха шьет… (платье).

Повар варит… (суп).

Хозяйка кормит… (гуся).

Мама стирает… (платок).

Собака догоняет… (мальчика).

Бабушка покупает… (хлеб).

Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается» (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа).

Дети рассматривают картинки с изображением животных, и отвечают на вопросы: кто чем защищается?

- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?» (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа множественного числа).

Детям раздаются предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т. д., дети должны составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т. д.).

3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?» (закрепить форму творительного падежа).

а) На доске вразнобой вывешиваются картинки с временами года, и детям задаётся вопрос «Что за чем идет?».

б) Дети делятся на две команды. Водящие стоят впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит.

4. Задание «Составь предложение» (дифференциация окончаний имен

существительных творительного падежа).

Река, над, белеет, туман.

Под, еж, нашли, дети, елка.

Мост, под, речка, течет.

Лампа, стол, висит, над.

Вода, над, кружит, чайка

Игры для уточнения формы предложного падежа.

1. Игровое упражнение «Забота» (усвоение формы предложного падежа).

Дети рассматривают сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задаётся вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».

5. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация

окончаний имен существительных предложного падежа).

Дети едут в… (автобусе).

Корабли стоят в… (порту).

Вещи висят в… (шкафу).

Девочки гуляют в… (парке).

Малыш мечтает о… (собаке).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год