Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома просто и правильно». |
Логопедия | |||
Автор: Е.Н. Гроцкая, Ю.Н. Лалетина | |||
09.10.2023 21:04 | |||
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома просто и правильно». Авторы: учитель-логопед, высшая категория Е.Н. Гроцкая, учитель-логопед, высшая категория Ю.Н. Лалетина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №121 комбинированного вида» (МБДОУ №121) Красноярск 2023г Цель: привлечение родителей к процессу преодоления нарушений звукопроизношения у детей. Задачи:
Оборудование: карточки с иллюстрациями артикуляционных упражнений, влажные и сухие салфетки, индивидуальные зеркала для каждого участника. Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашем мастер-классе поговорим о важности коррекции звукопроизношения при помощи артикуляционной гимнастики и о практическом её применении. Только в совместной работе учителя-логопеда с родителями можно добиться положительных результатов. Дома необходимо ежедневно выполнять с ребёнком артикуляционную гимнастику, то есть упражнения для тренировки мышц органов артикуляции. Есть упражнения, которые помогают улучшить подвижность щёк, губ, языка, увеличить объем и силу движений и выработать точность поз, необходимых, для произношения того или иного звука. Сейчас мы покажем, как можно выполнять эти упражнения. Нужно понимать, что есть упражнения более легкие, а есть те, которые выполнить труднее для ребенка. Чтобы чему-то научиться, нужно начинать с базовых упражнений, затем переходить к более сложным. Логопеды по очереди демонстрируют артикуляционные упражнения, родители перед зеркалом повторяют. «Бегемот» -спокойное открывание и закрывание рта. Обращаем внимание ребёнка, что когда рот открывается широко, можно спеть звук «А», так как это упражнение схоже с артикуляцией этого звука. «Хоботок» Вытягиваем сомкнутые губы вперед и удерживаем несколько секунд. Следим, чтобы зубы при этом были сомкнуты. При выполнении этого упражнения можно добавить произнесение звука «У», так как при артикуляции этого звука губы принимают такое же положение. «Заборчик» Губы растянуты в улыбке, видны все сомкнутые зубы. При выполнении этого упражнения можно добавить произнесение звука «И», ведь такое положение напоминает артикуляциюданного звука. Чередование «Хоботок-Заборчик». Это упражнение так же можно сопровождать произнесением звуков «И-У». «Блинчик» -положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и следить, чтобы язык был неподвижным. Если язык беспокоен, отклоняется влево или вправо, то это говорит о нарушенном тонусе мышц языка и нужно больше уделять внимание гимнастике. Если язык узкий, то обязательно выполняем следующее упражнение. «Накажем непослушный язычок» — кладем язык на нижнюю губу и произносим в таком положении «пя-пя-пя» «Горка» — широко открыть рот, кончик языка упереть в передние нижние зубы, боковые края прижать к верхним коренным зубам, по центру языка должен образоваться желобок. Губы при этом в улыбке. Это упражнение нам необходимо, для вызывания свистящих звуков. «Качели» — рот широко открыт, загибая кончик языка, поочередно касаемся верхней и нижней губы. «Чашечка» — улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и загнуть боковые края вверх. Это упражнение нам понадобится для постановки шипящих звуков. «Парус» — рот широко открыт, широкий кончик языка поднять за верхние зубы и «погудеть», получится звук, похожий на «Л». «Маляр» -рот широко открыт, кончиком языка проводим по небу вперед и назад. «Пулемёт» — рот широко открыт, губы в улыбке, кончиком языка стучим за верхними зубами по альвеолам, и произносим при этом «ДДДДДД…». Данное упражнение нам понадобится для постановки вибрантов «Р и РЬ» При выполнении основных статических упражнений ( «Хоботок», «Заборчик», «Блинчик», «Горка», «Парус», «Чашечка»), главное уметь удержать позу в течение 5-10 сек. Говорим ребенку: «Я буду считать, а ты будешь выполнять упражнения». Динамические упражнения тоже проводятся под счет, но при каждом счете ребенок должен поменять положение губ или языка.
|