Методическая разработка логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОВЗ на материале лексической темы: «Мой дом». |
Логопедия | |||
Автор: Маханько Наталия Александровна | |||
26.07.2023 06:42 | |||
Методическая разработка логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОВЗ на материале лексической темы: «Мой дом». Подготовил: учитель-логопед: Маханько Н.А. г.о. Домодедово 2023г. Содержание:
Аннотация. Методическая разработка логопедического занятия предназначена для работы педагогов-дефектологов в специальных (коррекционных) группах дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида. Может проводиться учителем-логопедом в условиях работы в дошкольном образовательном учреждении, как с группой детей, так и с подгруппой. Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи предназначено для детей с ОВЗ 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей категории детей с ОВЗ.
Основной контингент детей группы компенсирующей направленности, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи. Для детей характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи, связной речи, ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений; затруднения при высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей. У таких детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, низкая работоспособность и недостаточная самостоятельность. Также у многих детей с нарушением речи наблюдаются проблемы в употреблении предложно-падежных конструкций. У большинства детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Группа детей крайне неоднородна по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанным дефектом. Дети имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально – волевой сфере. Все эти факторы должен учитывать учитель – логопед при подготовке занятия. Цель данной методической разработки – раскрытие опыта по созданию специальных условий на логопедическом занятии по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ. Конспект логопедического занятия на тему: «Мой дом» Лексическая тема. «Мой дом». Образовательная область: Познавательное развитие, речевое. Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на дома. Цель: Расширение знаний и активизация речи детей по лексической теме «Мой дом». Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Демонстрационный материал. Картинки с изображением дома. Макеты дома. Цветные домики. Раздаточный материал. Зеркала по количеству детей, листы с заданием, простые (или цветные) карандаши. Один мяч. Ход занятия Организационный момент Игра: «Назови свой домашний адрес». Основная часть -Отгадайте загадку: В нём живет моя родня, Мне без нее не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… (Дом) - Дети: Дом Работа с демонстрационным материалом На доску выставляется картинка с изображением дома. Беседа — Зачем людям нужны дома? (В них живут люди.) — В доме может быть несколько этажей. Если в доме много этажей (больше четырех), высокий этот дом или низкий? (Высокий.) -Как можно сказать про высокий дом у которого много этажей? (Многоэтажный дом). — Если в доме мало этажей (один-три), высокий этот дом или низкий? (Низкий.) -Как можно сказать про такой дом у которого один/два этажа? (Одноэтажный дом/двухэтажный дом…) — В доме может быть несколько подъездов. — Прежде чем попасть в квартиру, нужно войти в определенный подъезд. Как мы найдем нужный подъезд? (На каждом подъезде написан номер подъезда и номера квартир, находящихся в этом подъезде.) — Открываем дверь в подъезд, входим на лестничную клетку. — Подходим к лифту, нажимаем кнопку вызова лифта; лифт спускается, двери открываются, мы входим в лифт, нажимаем кнопку нужного этажа. — Выходим из лифта на лестничную площадку, подходим к квартире, звоним в дверь (открываем ключом). — Сколько комнат может быть в квартире? (Одна, две, три.) — Как называются такие квартиры? (Однокомнатная, двухкомнатная.) — Как называется помещение в квартире, в которое мы входим с лестничной площадки? (Прихожая) — Для чего служит прихожая? (В прихожей мы снимаем уличную одежду и обувь, обуваем домашние тапочки.) — Какая мебель может стоять в прихожей? — Как называется комната, в которой принимают гостей? (Гостиная.) (Показывает картинку) — Какая мебель может стоять в гостиной? — Как называется комната, в которой спят? (Спальня.) (Показывает картинку.) — Какая мебель может стоять в спальне? — Как называется комната, в которой готовят пищу? (Кухня.) (Показывает картинку.) — Какая мебель может стоять в кухне? — Как называется комната, в которой умываемся, моемся? (Ванная.) (Показывает картинку.) — Какое оборудование может быть в ванной комнате? - Дома бывают разные, но у всех домов есть определённые части, без которых дома просто не может быть. -Назовите эти части дома. Дети называют части дома: окно, дверь, лестница, фундамент, стена, крыша, труба, балкон, лифт, крыльцо, квартиры … Артикуляционная гимнастика: Упражнение: «Работающий экскаватор». Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад. Упражнение: «Работающий бульдозер». Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед. Упражнение: «Котлован». Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы. Упражнение: «Чердачное окошко». Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях. Упражнение: «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам. Упражнение: «Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. Упражнение: «Красим потолок». Кончиком языка проводить по нёбу — от мягкого неба до верхних зубов. Упражнение: «Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости. Развитие речевого дыхания и голоса «Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью». Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Динамическая пауза Мы по городу гуляем, (шаги на месте) Мы свой город изучаем. (поставить руку «козырьком» к глазам) Справа есть высокий дом (поднять руки вверх) Обойдём его кругом (повернуться на месте) Слева домик ниже, (присесть) Подойдем к нему поближе. (шаги на месте, сделать шаг вперёд) Ну, а это детский сад. (развести руки в стороны) Тише! Там детишки спят. (указательный палец поднести к губам, как бы говоря «Ч-ч-ч») Игра: «Какой дом?» -Дома бывают разные: -Дом построен из дерева, он какой? (Деревянный) -Дом построен из кирпича, он какой? (Кирпичный) -Дом построен из камня, он какой? (Каменный) -Дом построен из панели, он какой? (Панельный) Игра: «Назови ласково» Дом — домик Окно — окошечко Дверь — дверка Балкон — балкончик Комната — комнатка Стена-стеночка. Игра: «Один-много». Игра с мячом. Один дом – много домов Один подъезд – много подъездов Одна комната – много комнат Один балкон – много балконов Одна крыша – много крыш Одно окно – много окон Одна стена – много стен Одна дверь – много дверей Один пол – много полов Игра: «1, 3, 5» Один дом, два дома, три дома,... пять домов. Одна дверь, две двери, три двери, …пять дверей Одно окно, … три окна, …пять окон. Одна стена,... три стены, … пять стен Одна квартира, …три квартиры, …пять квартир. Игра: «Иду домой» с предлогами: в, за, к, перед, между Ребёнок выполняет инструкцию взрослого.
-Встань между домами. -Зайди в дом. Ребёнок выполняет инструкцию взрослого и отвечает на вопрос – «Где он стоит?» (Я стою перед домом, я стою за домом и т.д.) Игра: «Цветные домики». Дефектолог показывает детям разноцветные домики, а дети называют цвет дома. Можно усложнить и попросить детей подобрать к домикам соответствующего цвета игрушки. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота». Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. На поляне дом стоит, (Изображают «дом» двумя руками, крышу дома — пальцами левой и правой рук, соприкасающимися друг с другом.) Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы подняты вверх ( «ворота»). Мы ворота открываем, (Разворачивают ладони параллельно друг другу.) В этот домик приглашаем. (Изображают «дом» двумя руками, крышу дома — пальцами левой и правой рук, соприкасающимися друг с другом.) «Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. (Пальчики «шагают» по столу) Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (Сжать пальчики в кулачок). Обведи по точкам. Дети обводят дом по точкам. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия. Оценка деятельности детей. Заключение Данная методическая разработка может применяться как пример создания особых условий на логопедическом занятии для детей с ОВЗ. Применяемые задания, игры, методы и приёмы способствуют положительному усвоению материала детьми. Использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом и многоцелевое его использование увеличивает эффективность коррекционной работы. В ходе беседы дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. У детей активизируется словарь, формируются навыки связной речи. Коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие грамматического строя речи и связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к школьному обучению. Конспект занятия может быть использован воспитателями коррекционных групп, родителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в усвоении учебного материала. Список использованных источников. 1С. Г. Шевченко. Подготовка к школе детей с ЗПР, книга 1,2 –Школьная Пресса 2004г. 2 Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». 3Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. -М.: Просвещение. 4 Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Устранение недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие- М.: Айрис-пресс, 2007г. 5 Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 6. Интернет ресурсы. Приложение
|