Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками
Логопедия
Автор: Неведрова Алина Сергеевна   
14.07.2023 19:33

Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ. Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволяет повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

В.Н. Могилева [3] доказывает, что внедрение IT-технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. новая информационная культура предполагает наличие специальных знаний и навыков у ее носителя. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность им стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

 

Для того, чтобы воспитать в соответствии с ФГОС ДО ребёнка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми, обладающего развитым воображением, способного к фантазии, воображению, творчеству, игре, подчиняющемуся разным правилам и социальным нормам, с творческими способностями, любознательного, наблюдательного, способного экспериментировать, принимать собственные решения, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Одно из важнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогом новыми формами работы.

М. М. Романенко [4] пишет, что перед специалистом детского сада, освоившим IT-технологии, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Наиболее сложным для него является внедрение IT-технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, владения педагогом компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нестандартных форм и методов обучения.

Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.

В.Н. Могилева [3] считает, что компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.

Так, по мнению В.Н. Могилевой [3] преимущества компьютера следующие:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. Обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Слайд с изображением дидактического упражнения на автоматизацию звука [ш]в обратных слогах из анимированной презентации

Применение IT-технологии может быть опосредованным (интернет, ведение документации) и непосредственным (использование развивающих компьютерных программ, мультимедийных презентаций).

Для работы используются стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia.

И.Г. Захарова [2] пишет, что логопедические кабинеты оснащаются компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно–развивающую информацию, а также созданных логопедами учреждения:

  • текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
  • табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
  • графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
  • звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
  • видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
  • анимация;
  • картинки;
  • фотографии;
  • слайд–шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно–развивающего обучения);
  • логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе», «Путешествие с Лунтиком» и др.

В.П. Беспалько [1] описывает требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер.
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей.
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений.
  4. Возрастное соответствие.
  5. Занимательность.

Классификация программ:

  1. Программы для развития воображения, мышления, памяти.
  2. Говорящие словари иностранных языков.
  3. Простейшие графические редакторы.
  4. Игры-путешествия.
  5. Программы, обучающие чтению, математике.
  6. Мультимедийные презентации.

Важный аспект коррекционно-образовательного процесса с использованием IT-технологий – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у дошкольников положительный эмоциональный настрой и интерес. Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно–коммуникационных технологий.

Учитель-логопед, использующий уже готовый образовательный ресурс или создающий новый для своего занятия, выступает в роли эксперта, самостоятельно оценивает найденные и созданные материалы и использует на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн — эргономическим требованиям.

Таким образом, использование IT-технологий способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

Список использованных источников и литературы:

  1. Беспалько, В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьтером обучения/ В.П. Беспалько, А.Г. Шмелев. – Москва «Речь». – 2018. -293с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования / И.Г. Захарова. — Педагогика. — 2012. — №1. — С. 27-33.
  3. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
  4. Романенко, М. М. Использование ИКТ в специальном дошкольном образовании / М. М. Романенко, Р. Р. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. — Казань: Юниверсум, 2016. — № 1 (14). — С. 483-488.

Неведрова Алина Сергеевна

учитель-логопед, МКДОУ Нововоронежский детский сад №8,

г. Нововоронеж, Воронежская область.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год