Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками |
Логопедия | |||
Автор: Неведрова Алина Сергеевна | |||
14.07.2023 19:33 | |||
Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ. Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволяет повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса. В.Н. Могилева [3] доказывает, что внедрение IT-технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. новая информационная культура предполагает наличие специальных знаний и навыков у ее носителя. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность им стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Для того, чтобы воспитать в соответствии с ФГОС ДО ребёнка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми, обладающего развитым воображением, способного к фантазии, воображению, творчеству, игре, подчиняющемуся разным правилам и социальным нормам, с творческими способностями, любознательного, наблюдательного, способного экспериментировать, принимать собственные решения, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Одно из важнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогом новыми формами работы. М. М. Романенко [4] пишет, что перед специалистом детского сада, освоившим IT-технологии, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Наиболее сложным для него является внедрение IT-технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, владения педагогом компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нестандартных форм и методов обучения. Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. В.Н. Могилева [3] считает, что компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным. Так, по мнению В.Н. Могилевой [3] преимущества компьютера следующие:
Слайд с изображением дидактического упражнения на автоматизацию звука [ш]в обратных слогах из анимированной презентации Применение IT-технологии может быть опосредованным (интернет, ведение документации) и непосредственным (использование развивающих компьютерных программ, мультимедийных презентаций). Для работы используются стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia. И.Г. Захарова [2] пишет, что логопедические кабинеты оснащаются компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно–развивающую информацию, а также созданных логопедами учреждения:
В.П. Беспалько [1] описывает требования к компьютерным программам ДОУ:
Классификация программ:
Важный аспект коррекционно-образовательного процесса с использованием IT-технологий – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у дошкольников положительный эмоциональный настрой и интерес. Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно–коммуникационных технологий. Учитель-логопед, использующий уже готовый образовательный ресурс или создающий новый для своего занятия, выступает в роли эксперта, самостоятельно оценивает найденные и созданные материалы и использует на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн — эргономическим требованиям. Таким образом, использование IT-технологий способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Список использованных источников и литературы:
Неведрова Алина Сергеевна учитель-логопед, МКДОУ Нововоронежский детский сад №8, г. Нововоронеж, Воронежская область.
|