Особенности формирования семантических полей у детей в онтогенезе |
Логопедия | |||
Автор: Турсунова Анастасия Сергеевна | |||
24.06.2023 13:26 | |||
Особенности формирования семантических полей у детей в онтогенезе Организация лексической системности у детей отлична от взрослых. Становление лексико-семантической системы детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет представлено в работах А.И. Лаврентьевой, которая выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря: На первом этапе словарь ребенка представлен неупорядоченным набором отдельных слов (от 20 до 50). В начале второго этапа словарный запас начинает быстро увеличиваться. В детском сознании начинает формироваться система, или группа слов, относящихся к одной ситуации. А.И. Лаврентьева называет этот этап ситуационным, а группы слов – ситуационными полями. Третий этап формирования лексической системы характеризуется осознанием сходства определенных элементов ситуации и объединением лексем в тематические группы. Это вызывает развитие лексической антонимии «большой-маленький», «хороший-плохой». Однако противопоставление «большой-маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный-маленький, толстый-маленький), а противопоставление «хороший-плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных (хороший-злой).
На четвертом этапе развития лексической системы наблюдается преодоление данных замен, возникает синонимия. Системная организация словаря ребенка начинает приближаться по своему строению к лексико-семантической системе взрослых. Современные ученые-логопеды для исследования лексического развития детей, существующих смысловых связей слов, сложившихся на основе приобретенного опыта, выявления умения детей осуществлять поиск слова в определенном смысловом пространстве и выбирать наиболее подходящее по смыслу слово для данного контекста, используют ассоциативный метод. Н.В. Серебряковой, благодаря данному эксперименту, были выделены следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет. Было определено 7 типов вербальных ассоциаций: синтагматические, парадигматические, тематические, словообразовательные, ассоциации грамматических форм одного и того же слова, фонетические и случайные ассоциации. Синтагматические ассоциации выделяются в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (красный — мяч, дождь – идет). Парадигматические ассоциации представляют собой тип ассоциаций, при котором слово-стимул и слово-реакция отличаются не более, чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево-береза, кошка-собака, посуда-блюдце). Парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова. Следует отметить, что парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения:
Другим типом ассоциаций являются тематические ассоциации, которые, так же как и парадигматические, относятся к смысловым реакциям. Тематические ассоциации – такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5-8 лет. Данный тип реакций отражает прагматическую, связанную с познавательным опытом, сторону значения и характеризует отношения одного семантического поля. У детей 6-8 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:
Словообразовательные ассоциации составляют особую группу ассоциаций, которые являются производными от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций. Первый подтип характеризуется отношением слова-стимула и слова-реакции к одной части речи (лиса-лисенок, читают-перечитывают, медленно-медленнее). Второй подтип характеризуется отношением слова-стимула и слова-реакции к разным частям речи (грустно-грустный, низко-низкий, заячий-заяц). Следующий тип реакций образуют ассоциации грамматических форм одного и того же слова, при этом чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стул-стулья, диван-диваны, лиса-лисы). Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова. Фонетические ассоциации представляют собой ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка-бабушка, петь-пить). Эти ассоциации встречаются у детей редко. Случайные ассоциации являются еще одним типом реакций. В данном случае между словом – стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство (быстро-груша, морковь – портрет, занавеска- голубь). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей, особенно 5-6 лет; у взрослых такой тип ассоциаций не встречается. На основании анализа характера вербальных ассоциаций Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей у дошкольников 5-8 лет. Первый этап (5лет) характеризуется несформированностью семантических полей. Значение слова включается в значение словосочетаний. У детей с нормальным речевым развитием к 6 годам отмечается резкое увеличение синтагматических реакций, парадигматические ассоциации практически не возникают. На втором этапе организации семантических полей усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь. У детей 5-6 летнего возраста наблюдается резкое снижение синтагматических ассоциаций, значительную часть составляют тематические ассоциации. Они выражают связи слов с периферией семантического поля, отражают закрепленные в опыте связи между предметами. Данный тип ассоциаций является в большей степени психологическим, чем семантическим типом ассоциаций. В возрасте 6 лет могут наблюдаться парадигматические реакции, однако все они носят характер аналогии, сходства. Второй этап отличается образным мотивированным характером связей. Семантическое поле еще структурно не оформлено. По данным Н.В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в организации семантических полей. По мнению ряда авторов, это связано с развитием логических операций. В возрасте 7-8 лет у детей формируются понятия, активно развиваются процессы классификации и сериации. Начинается третий этап становления семантических полей. Существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле: в возрасте 7 лет у детей с нормальным речевым развитием доминирующее положение занимают парадигматические ассоциации, при этом тематические и синтагматические реакции наблюдаются значительно реже. Все это свидетельствует о том, что у детей 7 лет начинает формироваться ядро семантического поля. Наиболее характерными отношениями являются группировки, родовидовые отношения и противопоставление. Анализ школьников, проведенный Н.В. Уфимцевой, показал, что у младших школьников ведущей стратегией является реагирование однокоренным словом. Стратегия противопоставления перестает быть доминирующей, а значительную роль у второклассников начинает играть стратегия подбора синонимов к исходному слову. По мнению Р.И. Лалаевой, реагирование однокоренным словом на слово-стимул связано с процессом школьного обучения, в ходе которого происходит осознание морфемной структуры слова. Наличие ассоциаций, выражающих синонимические и антонимические отношения, свидетельствует о сформированности семантического поля. Однако активный процесс развития значения слова и лексической системности не заканчивается в школьном возрасте, а продолжается и у взрослых. Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №132» г. Нижнего Новгорода Турсунова Анастасия Сергеевна
|