Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности формирования семантических полей у детей в онтогенезе
Логопедия
Автор: Турсунова Анастасия Сергеевна   
24.06.2023 13:26

Особенности формирования семантических полей у детей в онтогенезеОсобенности формирования семантических полей у детей в онтогенезе

Организация лексической системности у детей отлична от взрослых. Становление лексико-семантической системы детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет представлено в работах А.И. Лаврентьевой, которая выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря:

На первом этапе словарь ребенка представлен неупорядоченным набором отдельных слов (от 20 до 50).

В начале второго этапа словарный запас начинает быстро увеличиваться. В детском сознании начинает формироваться система, или группа слов, относящихся к одной ситуации. А.И. Лаврентьева называет этот этап ситуационным, а группы слов – ситуационными полями.

Третий этап формирования лексической системы характеризуется осознанием сходства определенных элементов ситуации и объединением лексем в тематические группы. Это вызывает развитие лексической антонимии «большой-маленький», «хороший-плохой». Однако противопоставление «большой-маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный-маленький, толстый-маленький), а противопоставление «хороший-плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных (хороший-злой).

 

На четвертом этапе развития лексической системы наблюдается преодоление данных замен, возникает синонимия. Системная организация словаря ребенка начинает приближаться по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Современные ученые-логопеды для исследования лексического развития детей, существующих смысловых связей слов, сложившихся на основе приобретенного опыта, выявления умения детей осуществлять поиск слова в определенном смысловом пространстве и выбирать наиболее подходящее по смыслу слово для данного контекста, используют ассоциативный метод. Н.В. Серебряковой, благодаря данному эксперименту, были выделены следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет. Было определено 7 типов вербальных ассоциаций: синтагматические, парадигматические, тематические, словообразовательные, ассоциации грамматических форм одного и того же слова, фонетические и случайные ассоциации.

Синтагматические ассоциации выделяются в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (красный — мяч, дождь – идет). Парадигматические ассоциации представляют собой тип ассоциаций, при котором слово-стимул и слово-реакция отличаются не более, чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево-береза, кошка-собака, посуда-блюдце). Парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова. Следует отметить, что парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения:

  1. синонимические отношения (храбрость – смелость).
  2. антонимические отношения (добрый – злой, черный — белый).
  3. отношения подобия (кошка-собака, зеленый-желтый, четыре-пять).
  4. родовидовые отношения (посуда – кастрюля, дерево-дуб). Отношения «вид – род» у детей 5-8-лет встречаются значительно реже, чем у взрослых. По мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, это может быть связано с несформированностью у детей процессов обобщения.
  5. отношения «целое-часть» (дом-окно, дерево-листья)

Другим типом ассоциаций являются тематические ассоциации, которые, так же как и парадигматические, относятся к смысловым реакциям. Тематические ассоциации – такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5-8 лет. Данный тип реакций отражает прагматическую, связанную с познавательным опытом, сторону значения и характеризует отношения одного семантического поля. У детей 6-8 лет наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

  1. Отношения объекта и места его нахождения (собака-конура, дерево-ворона);
  2. Отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (одежда – стирать);
  3. Причинно-следственные отношения (храбрость – победа). Эти ассоциации являются единичными у детей данного возраста.
  4. Ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка-сачок);
  5. Отношения признака и объекта, который обладает данным признаком (желтый-солнышко, смелость-солдат);
  6. Отношения образа действия и предмета (весело-день рождения, быстро-заяц);
  7. Ассоциации по одному общему признаку (бабочка –птица).

Словообразовательные ассоциации составляют особую группу ассоциаций, которые являются производными от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций. Первый подтип характеризуется отношением слова-стимула и слова-реакции к одной части речи (лиса-лисенок, читают-перечитывают, медленно-медленнее). Второй подтип характеризуется отношением слова-стимула и слова-реакции к разным частям речи (грустно-грустный, низко-низкий, заячий-заяц).

Следующий тип реакций образуют ассоциации грамматических форм одного и того же слова, при этом чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стул-стулья, диван-диваны, лиса-лисы). Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова.

Фонетические ассоциации представляют собой ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка-бабушка, петь-пить). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

Случайные ассоциации являются еще одним типом реакций. В данном случае между словом – стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство (быстро-груша, морковь – портрет, занавеска- голубь). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей, особенно 5-6 лет; у взрослых такой тип ассоциаций не встречается.

На основании анализа характера вербальных ассоциаций Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей у дошкольников 5-8 лет.

Первый этап (5лет) характеризуется несформированностью семантических полей. Значение слова включается в значение словосочетаний. У детей с нормальным речевым развитием к 6 годам отмечается резкое увеличение синтагматических реакций, парадигматические ассоциации практически не возникают.

На втором этапе организации семантических полей усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь. У детей 5-6 летнего возраста наблюдается резкое снижение синтагматических ассоциаций, значительную часть составляют тематические ассоциации. Они выражают связи слов с периферией семантического поля, отражают закрепленные в опыте связи между предметами. Данный тип ассоциаций является в большей степени психологическим, чем семантическим типом ассоциаций. В возрасте 6 лет могут наблюдаться парадигматические реакции, однако все они носят характер аналогии, сходства. Второй этап отличается образным мотивированным характером связей. Семантическое поле еще структурно не оформлено.

По данным Н.В. Серебряковой, в 7 лет у детей происходит качественный скачок в организации семантических полей. По мнению ряда авторов, это связано с развитием логических операций. В возрасте 7-8 лет у детей формируются понятия, активно развиваются процессы классификации и сериации. Начинается третий этап становления семантических полей. Существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле: в возрасте 7 лет у детей с нормальным речевым развитием доминирующее положение занимают парадигматические ассоциации, при этом тематические и синтагматические реакции наблюдаются значительно реже. Все это свидетельствует о том, что у детей 7 лет начинает формироваться ядро семантического поля. Наиболее характерными отношениями являются группировки, родовидовые отношения и противопоставление.

Анализ школьников, проведенный Н.В. Уфимцевой, показал, что у младших школьников ведущей стратегией является реагирование однокоренным словом. Стратегия противопоставления перестает быть доминирующей, а значительную роль у второклассников начинает играть стратегия подбора синонимов к исходному слову. По мнению Р.И. Лалаевой, реагирование однокоренным словом на слово-стимул связано с процессом школьного обучения, в ходе которого происходит осознание морфемной структуры слова. Наличие ассоциаций, выражающих синонимические и антонимические отношения, свидетельствует о сформированности семантического поля. Однако активный процесс развития значения слова и лексической системности не заканчивается в школьном возрасте, а продолжается и у взрослых.

Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №132»

г. Нижнего Новгорода

Турсунова Анастасия Сергеевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год