Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Морское путешествие в царство Грамматики» |
Логопедия | |||
Автор: Попкова Галина Николаевна | |||
24.06.2023 18:40 | |||
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Морское путешествие в царство Грамматики» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-воспитательные
Методы обучения: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; презентация, раздаточные индивидуальные карточки с ребусами, карточки с элементами букв, маркеры, слоговые ракушки с картинками, слоговые ведерки, магнитный мольберт, магниты, набор предметных картинок, мячики Су – Джок по количеству детей. Ход занятия. I. Организационный момент. Дети встают в круг, взявшись за руки, и говорят: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно». II. Сообщение темы занятия. В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном сундуке. Только выполнив все задания и преодолев все трудности, которые повстречаете на своем пути, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл». Учитель- логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Прежде чем отправиться на помощь, мы должны подготовиться. Артикуляционная гимнастика "Считалочка" Раз – окошечко открыли. (открывать широко рот и закрывать его) Два – мы дудочку купили, (тянуть губы вперёд «хоботком»). Три – в улыбке наши губки, (широко улыбаться, растягивая губы). На четыре – чистим зубки, (рот приоткрыть, «чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности). Пять – мы моем потолок, (рот открыть максимально широко, проводить широким языком вперёд-назад по нёбу, рот не закрывать). Шесть – лошадка скок да скок, (рот держать широко открытым, улыбнуться и медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него, тянуть подъязычную связку). Семь – варенье очень любим, (рот открыть и улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать). Восемь – горку делать будем, (рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубы, выгнуть спинку языка). Девять — дружно мы болтаем, (широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл...") Десять – ротик закрываем. (рот закрыть, язык спокойно лежит во рту). Отправимся в путешествие мы на корабле. Вот уже слышится его гудок. Ритмическое упражнение «В МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Чтобы наш корабль отплыл от пристани ДЕТСКИЙ САД, необходимо отдать швартовый. Этот канат не простой: ты швартовый отдавай слово на последний звук называй. Игра «В слова» дети называют слово на последний звук слова, которое сказали перед ним быстро передают веревку по кругу. Давайте проверим, все ли необходимое мы взяли? Слайд 2 Игра чего, кого не стало? Что или кто пропал? Слайд с картинками. Чтобы правильный выбрать маршрут, что для этого нам необходимо? (карта) Упражнение на дыхание «Ветерок» Молодцы. Мы так дружно выполняли задание и за это получаем карту! Слайд с картой и островами. Мы с вами приближаемся к первому острову. Тут необычные жители. Послушайте и попробуйте отгадать загадку. Один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук). - Ребята, а что вы знаете о звуках? Звуки мы слышим и произносим. - На какие 2 группы делятся все звуки? (на гласные и согласные) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? Воздух свободно идёт через рот Нет препятствий разных. Голос участвует, голос поёт. Звук получается ГЛАСНЫЙ. А СОГЛАСНЫЕ … согласны Шелестеть, рычать, скрипеть, Даже фыркать и хрипеть Но не хочется им петь. - На какие подгруппы делятся согласные звуки? (на твердые и мягкие) - Каким цветом мы обозначаем звуки? (гласные-красным, согласные твердые — синим, согласные мягкие- зеленым) Ребята подул сильный ветер и разорвал паруса на нашем корабле Если парус вы сошьёте Быстро дальше вы пойдёте. Первый звук определяйте Цвет ниток с толком выбирайте. На магнитном мольберте расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне. Молодцы. Получаем монету с буквой. Учитель- логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание – Закончить предложение словами-неприятелями Цель: Упражнение детей в подборе антонимов. Пушинка легкая, а камень – … (тяжелый) Летом погода жаркая, а зимой – … (холодная) Горчица горькая, а сахар – … (сладкий) Суп горячий, а компот – … (холодный) Заяц трусливый, а лев – … (смелый) Дедушка старый, а внук – … (молодой) Волк летом сытый, а зимой … (голодный) Асфальт шершавый, а камень … (гладкий) Лужа мелкая, а река … (глубокая) Волшебница добрая, а колдунья … (злая). Впереди у нас остров Попугаев, тут живет попугай который очень любит все считать. Игра «Сосчитай до пяти» (согласования существительного, прилагательного и числительного) Мне нужно пять матросов, которые ответят правильно. 1. Матрос: - Одна речная рыбка, две речных рыбки… 2. Матрос: -Одно глубокое озеро, два глубоких озера… 3. Матрос: -Один большой аквариум 4. Матрос: -Один краб 5. Матрос: -Один морской ёж, два морских …пять морских ежей. Массаж рук мячиками суджоку Игра с Ежиком Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) Помассируем бока. (катаем между ладошек) «Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Отдохни немного крошка. (прижимаем ладошки к себе) Учитель- логопед: Молодцы ребята, мы заработали еще одну золотую монету, и мы с вами плывем дальше, полный вперед. Остров букв… Ребята, чем отличаются буквы от звуков? Для чего нам нужны буквы? Ох ты, буквоед и тут постарался… испортил буквы…давайте поможем и все исправим. Дети работают на карточках дописывают элементы букв. Какую букву спас Ваня, Аня, Маша… Очень сильно испугались буквы Буквоеда и поменялись местами в словах. Давайте попробуем и с этой задачей справится, а помогут нам цифры. Приступайте, слова быстро соберите. Игра расставь буквы по порядку. Азбуку я открываю, ваши слова собираю. Учитель- логопед: потрудились, устали, пора отдохнуть. Физкутьт минутка. (под песенку «Чунга – чанга») Ребята, вы так здорово танцевали, но пора двигаться дальше. Что это? Новая преграда, дорогу на корабль перекрыта целой горой ракушек, что делать? (ответы детей) Ребята, я кажется догадалась, как нам поступить. Остров этот не простой, а слоговой, нам необходимо ракушку взять, слово назвать, на слоги поделить, правильную тропинку найти, ракушку в нужное ведерко опустить и тогда нам путь открыт. Раздаю детям ракушки, каждый делит свое слово на слоги и переправляется на корабль. - Поплыли дальше! Впереди вижу новый остров. (гимнастика для глаз) Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, Движется через все небо И садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали) и мы видим впереди Риф ребусов. Все готовы к испытаниям… Молодцы мы с вами в царстве грамматики. А вот перед нами и волшебный сундук. Учитель – логопед: Мы собрали все монетки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Давайте прочитаем его: «Дружба». Звучит волшебная музыка. Голос Царицы: «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей. Я желаю вам друзья делать добрые дела И дружить и дружбой дорожить И добро друзьям дарить». Нам пора возвращаться, раз два три Царица Грамматика в детский сад нас всех верни. IV. Итог занятия. Логопед: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше занятие — путешествие? Что особенно понравилось? Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно? (ответы детей) Давайте закончим занятие нашим чудесным кругом (Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова: Шире наш чудесный круг, Я твой друг и ты мой друг. Влево, вправо повернись И друг другу улыбнись. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Спасибо. До свидания! Попкова Галина Николаевна учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек» г. Химки Московская область, Россия
|