Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Логопедия | |||
Автор: Киреева Татьяна Александровна, Травина Ирина Владимировна | |||
17.06.2023 12:33 | |||
Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья. Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов. В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина). Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. (Г. В.Чиркина.) Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова). Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова). Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. (О. Б. Иншакова). Сформированность фонематического восприятия значительно улучшает результативность коррекционной работы, а именно: - постановка звуков идет быстрее и качественнее. - автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации. - позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы). - положительно влияет на формирование слоговой структуры слов. - дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. В основе нашей работы лежит методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами. Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому мы стараемся разнообразить занятия, вносим в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными. В течение нескольких лет мы используем приемы мнемотехники в работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей. Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи: – развитие связной и диалогической речи у детей; – развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице; – обучение детей правильному звукопроизношению;
– развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; – развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти… Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемотаблицы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами всю информацию. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Этапы работы с мнемотаблицей
- объяснение символов.
- использование мнемотаблицы в качестве плана для пересказа изученного материала. Мы разработали мнемотаблицы, которые используем в работе по формированию навыков звукового анализа и синтеза слов. Мнемотаблицы содержат информацию о букве и звуках, их особенностях и местоположении в слове. Звук и буква «Ы»
Есть в словах: кротЫ, кустЫ, мЫло, сЫр и в слове мЫ, Ты запомни гласный «Ы». 4. Звук «Ы» гласный, мы будем обозначать его красным кружком. 5. Звук «Ы» можно пропеть и воздух свободно идет через рот. 6. Придумать слова со звуком «Ы» в начале слова мы не сможем, таких слов нет в русском языке. Мы слыхали от совы, Что нет слов на гласный «Ы» 7. Придумаем слова со звуком «Ы» в середине слова. 8. Придумаем слова со звуком «Ы» в конце слова. Логопед подбирает картинки, слайды Мы планируем дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" и в других направлениях коррекционно-образовательной работы с детьми. Приемы мнемотехники заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком, сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление, делают коррекционную работу интересной. Список используемой литературы Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005. Н.М. Быкова “Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2010. – 160 с. Волкова, Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – М: Владос, 2006. Гурьева Н. К. Формирование фонематических процессов у младших школьников (как один из способов преодоления нарушений письма и чтения). Методическая разработка. — Чебоксары, 2007; Игры для детей дошкольного возраста/ Т.В. Колбаскина, И.П, Лобурева, Г.А. Огурцова. Москва: Образ компании, 2006. – 192 с.: ил.; Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Диссертация учёной степени, М.2005; Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников/Р. И. Лалаева. – М. Владос, 1999. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учрждений и школ различных типов/И. Н. Садовникова. – М., 2005. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, — Москва, 1968; Логопедия под ред. Волковой Л.С. – М., 2002. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003. – 112 с. – (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”). Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2006. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2004. Также использованы картинки из поисковых служб интернета Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.: ил. Использованы картинки из интернет ресурсов.
|