Методическое пособие «Волшебный сундучок» для детей младшего дошкольного возраста с ТНР. |
Логопедия | |||
Автор: Гончарова Анна Алексеевна Терновская Галина Игоревна | |||
07.06.2023 12:06 | |||
Методическое пособие «Волшебный сундучок» для детей младшего дошкольного возраста с ТНР. Успешная работа логопеда по коррекции речи ребенка невозможна без активного участия родителей. Родители закрепляют полученные навыки, беседуют с детьми, автоматизируют поставленные звуки. Большинству детей с тяжелыми нарушениями речи поддержка родителей понадобится и после того, как они уйдут из детского сада. За годы пребывания ребенка в логопедической группе родители должны научиться следить за его речью, понимать его проблемы, помогать ему и начинать эту работу нужно уже с младшей группы. Поэтому логопеды заводят тетради взаимодействия с родителями, в которые записывают и вклеивают задания, рекомендации, упражнения. Мы решили оформить эти задания в рабочую тетрадь, которую назвали «Волшебный сундучок». Такой формат логопедических заданий позволяет обобщить весь речевой материал, с которым дети познакомились за неделю. Ярко оформленные «Сундучки», привлекательные для детей, становятся также понятным и наглядным пособием для родителей. Каждый сундучок соответствует лексической теме недели, связанными с ней лексикой и грамматикой. В комплект входят 34 выпуска в соответствии с количеством лексических тем в году. Один выпуск содержит три страницы с разнообразными заданиями. На первой странице мы размещаем цветную сюжетную картину по лексической теме. Несложный сюжет, в отличие от предметных картинок, позволяет не только расширить словарь существительных и прилагательных, но и способствует развитию понимания речи, формированию связной речи. На картине объекты изображены в соответствующем окружении, с соблюдением пропорций, что позволяет создать четкие представления о них. Например, ребенок видит, что лиса гонится за зайцем по лесу, что она намного больше зайца, что заяц — белый как снег. Или врач осматривает больного в кабинете, где стоят шкафы с медицинскими инструментами и лекарствами. Сюжет предполагает взаимодействие объектов, движение, что побуждает ребенка составлять предложения и даже маленькие рассказы. Мы предлагаем родителям ряд вопросов, которые они могут задать детям: «Какой у лисы хвост? За кем гонится лиса? Почему заяц белый? Где живут заяц и лиса?» Активные, ответственные родители получают опыт работы с сюжетной картиной и могут использовать его, например, при обсуждении иллюстраций к книгам, которые они читают с малышом. На второй странице рабочей тетради мы размещаем грамматические задания и упражнения: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, знакомство с некоторыми предлогами, образование множественного числа и т.д. Задания наглядные, представлены не только в виде речевого материала, но и картин. Один предмет и много предметов для образования множественного числа существительных, бабочка, сидящая на цветке, под листком для изучения различных предлогов. Мы также предлагаем родителям способы закрепить полученные навыки в игре, например, поставить игрушки на стол или под стол. На третьей странице задания, предполагающие самостоятельную и совместную с родителями деятельность детей. Мы предлагаем детям раскрасить разным цветом части предметов и описать их или раскрасить определенные предметы, например, только овощи или только домашних животных. В каждом выпуске мы размещаем стихотворение по теме. Оно короткое и ритмичное. Родители проговаривают стихотворение с ребенком, сопровождая речь движениями. Простые ритмичные движения помогают понять текст, делают процесс заучивания более интересным и веселым. Мы выдаем «Волшебный сундучок» каждому ребенку в конце недели для закрепления пройденной темы, а в начале следующей недели отмечаем выполненные задания красивой наклейкой и вклеиваем листок в индивидуальную тетрадь ребенка. В конце года родители получают тетрадь с полным комплектом «сундучков» — полноценным методическим пособием, с которым можно заниматься с ребенком летом, закрепляя полученные за год знания.
|