Использование приемов биоэнергопластики в работе логопеда |
Логопедия | |||
Автор: Валетова Ольга Александровна | |||
30.05.2023 11:33 | |||
Использование приемов биоэнергопластики в работе логопеда Актуальность проблемы. В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи. Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции. В практической деятельности для выполнения артикуляционной гимнастики нами используется инновационная здоровьесберегающая технология биоэнергопластика. Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — пластичное движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с применением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. В противном случае она не достигает своей цели. Логопедическая работа с использованием биоэнергопластики состоит из 7 этапов. Продолжительность каждого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Первый этап (Две недели) Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, выявляются нарушения звукопроизношения общеизвестными методами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков. Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений. В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Дети повторяют за учителем – логопедом артикуляционное упражнение без включения руки. Второй этап (Две недели) Во втором периоде работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями правой руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Дети, подражая учителю-логопеду, выполняют похожие движения руками. Третий этап (Одна неделя) Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребёнка нарисовать (наклеить) глазки и ротик воображаемого человечка. Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (варежке). Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения, при этом возможно использование движений ведущей руки. На протяжении трёх периодов дети обучаются выполнению артикуляционной гимнастике индивидуально. Четвертый этап (Пять — семь недель) В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке (варежке). Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего. Пятый этап (Две недели) Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений. Шестой этап (Пять — семь недель) Артикуляционная гимнастика выполняется в том же положении. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках (варежках). Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений языка и рук. Седьмой этап Закрепление полученных навыков (до окончания учебного года) На данном этапе используются сказки, рассказы, стихотворения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук, используя перчатки, ростовые куклы. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно проигрывать без зрительной опоры (зеркала) с элементами драматизации. Дети замирают от изумления при виде логопедической игрушки, которая «живет» рядом с ними, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто надеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась! Ребенок будет слушать «живую» куклу, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» её. Внимательные педагоги, родители во время игры с логопедической игрушкой могут узнать много нового о ребенке. В соответствии с тематическим принципом были разработаны комплексы артикуляционных упражнений для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением элементов биоэнергопластики по лексическим темам. Практический материал, используемый в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, поиграть с ним так, как он этого хочет. Затем педагог подает его в нужном контексте. Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Таким образом, использование биоэнергопластики способствует поддерживанию интереса ребенка, повышению мотивационной готовности детей к занятиям, поддерживанию положительного эмоционального настроя, развитию памяти, внимания, мышления. Использованные материалы
СПб., Детство-Пресс, 2011. — 240 с. 3. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival. 1september. ru/articles/103050/ 4. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http: //festival. lseptember. ru/articles/103050
|