«Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников» |
Логопедия | |||
Автор: Пономаренко Елена Ивановна | |||
29.05.2023 14:02 | |||
«Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у старших дошкольников» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 58 г. Белгород Пономаренко Е.И. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а также служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании. Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития. Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:
В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и, если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными. Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта. Развитие слухового восприятия. 1. "Где звук и сколько слогов" Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет. 2. "Что изменилось?" Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например, кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк. 3. "Зашифрованное слово" Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША. Для развития слухового восприятия важно использовать игры:
Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок. Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам". Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка. Развитие зрительного восприятия. Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:
Для этого детям можно предложить задания:
|