«Использование логопедических технологий» |
Логопедия | |||
Автор: Полякова Наталья Ярославовна | |||
27.05.2023 07:02 | |||
«Использование логопедических технологий» Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. В сентябре 2022 года проводилось комплексное логопедическое обследование речи детей в ДОУ, в результате которого были выявлены нарушения речи. Сравнение результатов 2021 года с 2022 годом показало, что количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу, что напрямую связано с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и ее базовой – дошкольной –ступени. Причины возникновения нарушенийречи весьма разнообразны. Распространенное нарушение у дошкольников – дислалия. Рассмотрим причины функциональной дислалии.
Биологические:
Социальные:
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Основными методами работы логопеда являются: 1 Специфические методы:
Двигательно – кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Использование слухозрительно – кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. 2 Дидактические методы:
Коррекцией звукопроизношения занимаюсь на протяжении всего периода логопедической работы. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л. М.Ф. Фомичева. Современные дефектологи и логопеды (Е. А. Пожиленко, Н.В. Нищева, Е.В. Новикова, Г.В. Ханьшева) разработали авторские методики, которые успешно использую в своей работе. Добиться четкого осознания ребенком предъявляемых требований раннее было достаточно проблематично – объяснения не всегда правильно воспринимались и понимались детьми. Для преодоления трудностей такого рода начала применять на практике постановочные зонды доктора педагогических наук, дефектолога Елены Викторовны Новиковой. Механическое воздействие значительно ускорило процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могли воспроизвести некоторые точные движения. Постепенно, полученный механической помощью уклад закреплялся, и ребенок воспроизводил его самостоятельно. Использовала зрительный контроль – зеркало, органы артикуляции логопеда и кинестетические ощущения. В работе с детьми, опираясь на традиционный подход коррекции речи, использую логопедические технологии. Одним из приемов технологии является мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает в развитии: Связной речи; Ассоциативного мышления; Зрительной и слуховой памяти; Зрительного и слухового внимания; Воображения. Ускоренного процесса постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Приемы мнемотехники начинаю использовать при выполнении артикуляционной гимнастики. Специальное обучение, по формированию двигательных программ и развитию кинестетического чувства, позволяет ребенку осознанно относиться к процессу выработки различных артикуляционных укладов и осуществлять «подстройку» нормированной артикуляции к особенностям строения артикуляционного аппарата до получения нормированного звука. Мнемотаблицы позволили разгрузить аудиоканал и перенести часть передаваемой информации в зрительное поле. Применение мнемотаблиц помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участник Использование логопедических технологий в работе дает, на протяжении многих лет, положительные результаты коррекции звукопроизношения. Ускоряется процесс постановки звуков. Повысился интерес детей к логопедическим занятиям. Развивается визуальное мышление, формируется способность к самостоятельному обучению.
|