Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»
Логопедия
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна   
07.02.2023 11:52

«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития»

В последнее время, в связи с реализацией ФГОС ДО, инклюзивного образования в образовательных учреждениях особое внимание уделяется осуществлению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида и временных логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность узких специалистов и воспитателей:

  • совмещение коррекционных программ с основной общеобразовательной программой ДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий специалистами и воспитателем в разновозрастных группах.

Совместная коррекционная работа во временной речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
  • воспитатель и специалисты закрепляют сформированные речевые навыки.

Совместная работа всех участников образовательного процесса предполагает:

  • знание не только тех разделов программы, по которым непосредственно проводятся занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; в свете реализации ФГОС ДО появилась преемственность в работе логопеда, воспитателя и узких специалистов по лексическому тематическому погружению в течение учебного года.
  • обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; данный вид работы прослеживается в тетрадях взаимодействия, но новые веяния ФГОС ДО требуют индивидуализации воспитания и образования воспитанников. Для этого требуется разработка и применение индивидуальных траекторий развития детей (ИТР). Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности в рамках ИОМ.
  • совместную подготовку ко всем детским праздникам. Логопед с воспитателями и узкими специалистами сообща отбирает речевой материал к праздникам и развлечениям.
  • разработку общих рекомендаций для родителей.

В работе над речью детей перед воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителей и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И специалисты, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.

В нашем ДОУ все участники образовательного процесса организуют индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние – после полдника. Помимо этого, организуются игры, включаются в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи: мышление, память, внимание, восприятие, сенсомоторные навыки.

Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи воспитанников, пополнение словарного запаса — это необходимые условия работы для детей с речевыми нарушениями.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей группы позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у воспитанников, занимающихся во временной логопедической группе.

Система коррекционно-развивающей работы во временной логопедической группе для детей с речевыми нарушениями требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы не только воспитателя и логопеда, но и всех специалистов ДОУ, а также родителей (законных представителей). Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников.

Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с музыкальным руководителем.

Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно.

Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях позволяет решать следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания
  • развитие слухового и зрительного восприятия
  • увеличение объема памяти
  • развитие двигательного и артикуляционного праксиса
  • развитие двигательных кинестезий
  • развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
  • формирование дыхательных навыков.

Также в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с инструктором по физической культуре.

Основными задачами инструктора по физической культуре являются:

  • забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.
  • улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др. укрепление опорно-двигательного аппарата.
  • комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.
  • разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.
  • развитие общей сенсомоторной и рече — двигательной моторики.
  • развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.
  • формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.
  • обогащение познавательной сферы.
  • развитие коммуникативной инициативы и активности.
  • осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы.

Взаимодействие с родителями очень важный аспект в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Работа заключается:

  • в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
  • в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.

В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства

  • специальные логопедические уголки
  • информационные стенды
  • тематические выставки книг
  • папки-передвижки

Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.

Таким образом, взаимодействие логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению речевых нарушений у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей речевых нарушений в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.

Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с речевыми нарушениями и родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной адаптации и обучению детей в школе.

Список литературы:

  1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т. А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
  2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. /Н. В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2
  6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год