Логопедия | |||
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна | |||
07.02.2023 11:52 | |||
«Пути оптимизации совместной работы всех участников образовательного процесса при осуществлении интеграции логопедической работы в образовательных областях образовательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития» В последнее время, в связи с реализацией ФГОС ДО, инклюзивного образования в образовательных учреждениях особое внимание уделяется осуществлению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида и временных логопедических группах существует ряд проблем, которые затрудняют совместную деятельность узких специалистов и воспитателей:
Совместная коррекционная работа во временной речевой группе предусматривает решение следующих задач:
Совместная работа всех участников образовательного процесса предполагает:
В работе над речью детей перед воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителей и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И специалисты, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность. В нашем ДОУ все участники образовательного процесса организуют индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние – после полдника. Помимо этого, организуются игры, включаются в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи: мышление, память, внимание, восприятие, сенсомоторные навыки. Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи воспитанников, пополнение словарного запаса — это необходимые условия работы для детей с речевыми нарушениями. Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей группы позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у воспитанников, занимающихся во временной логопедической группе. Система коррекционно-развивающей работы во временной логопедической группе для детей с речевыми нарушениями требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы не только воспитателя и логопеда, но и всех специалистов ДОУ, а также родителей (законных представителей). Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса. Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников. Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом. Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с музыкальным руководителем. Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно. Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях позволяет решать следующие задачи:
Также в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходима тесная связь с инструктором по физической культуре. Основными задачами инструктора по физической культуре являются:
Взаимодействие с родителями очень важный аспект в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Работа заключается:
Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы. В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний. Таким образом, взаимодействие логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и родителей в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению речевых нарушений у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей речевых нарушений в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье. Взаимодействие всех специалистов, педагогов работающих с детьми с речевыми нарушениями и родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной адаптации и обучению детей в школе. Список литературы:
|