«Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» |
Логопедия | |||
Автор: Дитрих Светлана Алексеевна | |||
18.02.2023 19:44 | |||
«Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» музыкальный руководитель Дитрих С.А. МБДОУ «ЦРР-д/с «Василёк» Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика — это движение, речь и музыка. Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями: 1. Развитие неречевых процессов:
2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений:
Цель логоритмики — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения. Задачи логоритмики:
К методическим приемам относятся:
Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия. Ритмопластика — своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку. «Ритмический» — значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений. Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье. Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве. Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит. Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п. Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка. Важными задачами ритмического воспитания являются: Развитие музыкальности; Развитие пластичности; Развитие умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях. Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности. В результате этого у детей:
|