Особенности звуковой стороны речи детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста и младших классов |
Логопедия | |||
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна | |||
13.11.2022 19:03 | |||
Особенности звуковой стороны речи детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста и младших классов Вопросу усвоения детьми с общим недоразвитием речи системы звукопроизношения, слоговой структуры слова посвящены работы Р.Е. Левиной (1951, 1959, 1961), Г.А. Каше (1963, 1964), А.К. Марковой (1961, 1964), О.Н. Усановой (1970) и др. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как средством общения. «Звуковая сторона, отмечал А. Н. Гвоздев, — является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передать другим содержание своих мыслей. Обеспечивая речевое общение, звуки речи приобретают социальную функцию».
В исследованиях, посвященных изучению особенностей звуковой стороны речи дошкольников и учащихся с тяжелыми нарушениями речи в младших классах, наиболее полно характеризуется речь моторных алаликов. Исследования Л. Б. Есечко, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Е. Ф. Соботович, Л. Ф. Спировой, О. Н. Усановой и других указывают, что моторная алалия – это системное недоразвитие речи коркового генеза, которое проявляется в длительном отсутствии речи, а в дальнейшем в неправильном, искаженном использовании всех (лексических, грамматических и фонематических) норм родного языка во всех видах речевой деятельности. Типичным для всех детей с алалией является позднее появление речи (отсутствие к трем годам), резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, нарушения произношения и фонемообразования, слоговой структуры речи, недоразвитие фонематических процессов. Исследователи отмечают крайне неполноценное общее звучание речи, неразборчивость речи, выраженную искаженность звуковой стороны у алаликов. Речь детей часто монотонная, со сжатой артикуляцией, иногда скандированная. Характерной особенностью речи является слабая сформированность произношения. К моменту поступления в школу количество неправильно произносимых или ещё не сформировавшихся звуков у алаликов нередко достигает 16-20 (Г. А. Каше, 1964). Чаще других страдают шипящие, сонорные, звонкие сонорные, звонкие взрывные звуки, гласный [ы], большинство мягких согласных звуков, при произнесении которых дефектная установка оказывается достаточно стойкой. Замены одних звуков другими являются весьма разнообразными. Один и тот же звук ребенок с алалией произносит по-разному. Наблюдается неправильное употребление в речи тех звуков, которые ребёнок умеет произносить. Произнося верно звуки изолированно в простых словах, в многосложных словах наблюдаются замены звуков из разных групп, т.к затруднена намеренная артикуляция. Например, при правильном изолированном произнесении звонких и глухих согласных возможно их взаимозамещение в спонтанной речи. Наиболее лёгкие для произношения звуки часто произносятся смазано, неотчётливо. Гласные звуки плохо артикулируются. Количество искажений не поддаётся подсчёту (Мастюкова Е.М.), слово каждый раз произносится по-разному. Количество искажений возрастает по мере развития речи и по мере утомления ребёнка. Затруднения в произношении тесно связаны с недоразвитием фонематического восприятия. Дети с трудом различают на слух звуки и слова, имеющие сходный ритмический контур и звуковой состав. Они с трудом удерживают на слух различные звуковые комплексы, испытывают большие затруднения при анализе звукового состава слов. Самые элементарные задания по выделению звука из слова часто оказываются недоступными. В других случаях дети справляются с наиболее простыми формами звукового анализа: выделяют гласные в начале и согласные в конце слова, но выделение согласного звука в начале слова и другие сложные формы звукового анализа оказываются непосильными. Причиной неполноценного общего звучания речи является не только неправильное произношение звуков, но и значительные затруднения при произнесении слов различной слоговой структуры. А.К. Маркова считает, что такое расстройство есть у каждого алалика в зависимости от уровня развития речи. Овладение слоговым составом не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, часто воспроизводится искаженно. Ошибки воспроизведения звукового состава слова выражаются в следующем:
Особенно затруднено произношение слов, содержащих сложные или малоконтрастные в артикуляционном отношении звуки, а также их сочетания. Исследования Г.А. Каше (1962) выявили ступени произносительных затруднений у детей с общим речевым недоразвитием: меньше всего затруднений вызывает произношение двусложных слов, состоящих из открытых слогов, или односложных без стечения согласных. В трёхсложных словах из открытых слогов наряду с искажениями, заменами и пропуском звуков наблюдаются перестановки и пропуск слогов. Значительные трудности вызывает произношение двухсложных слов с одним обратным слогом (окно), двухсложных слов с двумя закрытыми слогами (балкон). При произнесении слов со стечением согласных помимо упомянутых ошибок наблюдается сокращение согласных звуков. С усложнением слоговой структуры количество неправильно произносимых звуков возрастает. Для моторных алаликов характерно непостоянство искажений (Р. Е. Левина, 1968). «…При относительной сохранности ритмического рисунка слова, т.е. правильной передаче слогов, ударения, а также гласных звуков, наблюдаются резкие искажения звукового состава слов. У других – при правильном призненсении большинства звуков грубо искажена слоговая структура слов» (Г. А. Каше, 1962). А.К. Маркова в своих исследованиях отмечала, что особенности искажения слова связаны с характером речевого недоразвития. У детей-алаликов при нарушении слухового восприятия преобладает перестановка и добавление слогов. (Антиципации (уподобления одного слога другому) и выпадение согласных встречается у сенсорных алаликов редко). При нарушении в артикуляционной сфере для алаликов характерны сокращение слогов (в статичной форме), сокращения стечений согласных и уподобление слогов. Добавление и перестановка слогов встречаются реже. Особенности звуковой стороны речи у алаликов, описанные выше, замедляют накопление словарного запаса, затрудняют общение, развитие грамматического строя речи, создают трудности обучения грамоте. Поэтому развитие звуковой стороны речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является очень важным звеном в системе коррекционной работы над речью и что не менее важно, должно продолжаться с учащимися в младших классах. включающие слоги различного типа, а также односложные, чаще (СГСГ), со стечением согласных звуков (СГСС). Слова могут быть деформированы за счет сокращения слогов. Е. Ф. Соботович отмечает, что сокращение слоговой структуры у детей с алалией держится продолжительно и стабильно, в то время как нормальный ребенок к трем годам овладевает структурой четырехсложных и более многосложных слов. С. Н. Шаховская считает, что у данной категории детей наиболее частыми являются сокращения и добавления количества слогов. Сокращение числа слогов имеет свои особенности. Так, сокращения слов при моторной алалии отмечаются большей устойчивостью, чем искажения звукового состава. Как отмечает В. А. Ковшиков, нарушения структуры слога в основном проявляются в ее упрощении, в сведении к конструкциям СГ, СГС, ССГ. Реже встречаются вставки звуков. Чаще всего нарушение слоговой структуры выражается в сокращении числа слогов. Как правило, в слове остается ударный слог, остальные могут выпадать. Выпадение слога определяется рядом факторов, нередко сочетающихся со следующим:
Значительно реже возникают перестановки и особенно повторения слогов, также обусловленные контекстуально. Реже такие нарушения проявляются при произношении «локальных» слов. А.К. Маркова отмечает, что правильное воспроизведение даже доступной для ребенка с алалией слоговой структуры достигается не сразу, а путем длительных поисков, неоднократного воспроизведения структуры в искаженном и сокращенном виде, поочередного раздельного проговаривания отдельных слогов слова без соединения их в одно целое.
|