Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности звуковой стороны речи детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста и младших классов
Логопедия
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
13.11.2022 19:03

Особенности звуковой стороны речи детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста и младших классовОсобенности звуковой стороны речи детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста и младших классов

Вопросу усвоения детьми с общим недоразвитием речи системы звукопроизношения, слоговой структуры слова посвящены работы Р.Е. Левиной (1951, 1959, 1961), Г.А. Каше (1963, 1964), А.К. Марковой (1961, 1964), О.Н. Усановой (1970) и др.

Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как средством общения. «Звуковая сторона, отмечал А. Н. Гвоздев, — является тем средством, которое позволяет каждому из участников речевого общения передать другим содержание своих мыслей. Обеспечивая речевое общение, звуки речи приобретают социальную функцию».

 

В исследованиях, посвященных изучению особенностей звуковой стороны речи дошкольников и учащихся с тяжелыми нарушениями речи в младших классах, наиболее полно характеризуется речь моторных алаликов.

Исследования Л. Б. Есечко, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Е. Ф. Соботович, Л. Ф. Спировой, О. Н. Усановой и других указывают, что моторная алалия – это системное недоразвитие речи коркового генеза, которое проявляется в длительном отсутствии речи, а в дальнейшем в неправильном, искаженном использовании всех (лексических, грамматических и фонематических) норм родного языка во всех видах речевой деятельности.

Типичным для всех детей с алалией является позднее появление речи (отсутствие к трем годам), резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, нарушения произношения и фонемообразования, слоговой структуры речи, недоразвитие фонематических процессов.

Исследователи отмечают крайне неполноценное общее звучание речи, неразборчивость речи, выраженную искаженность звуковой стороны у алаликов. Речь детей часто монотонная, со сжатой артикуляцией, иногда скандированная. Характерной особенностью речи является слабая сформированность произношения. К моменту поступления в школу количество неправильно произносимых или ещё не сформировавшихся звуков у алаликов нередко достигает 16-20 (Г. А. Каше, 1964).

Чаще других страдают шипящие, сонорные, звонкие сонорные, звонкие взрывные звуки, гласный [ы], большинство мягких согласных звуков, при произнесении которых дефектная установка оказывается достаточно стойкой. Замены одних звуков другими являются весьма разнообразными. Один и тот же звук ребенок с алалией произносит по-разному. Наблюдается неправильное употребление в речи тех звуков, которые ребёнок умеет произносить. Произнося верно звуки изолированно в простых словах, в многосложных словах наблюдаются замены звуков из разных групп, т.к затруднена намеренная артикуляция. Например, при правильном изолированном произнесении звонких и глухих согласных возможно их взаимозамещение в спонтанной речи. Наиболее лёгкие для произношения звуки часто произносятся смазано, неотчётливо. Гласные звуки плохо артикулируются. Количество искажений не поддаётся подсчёту (Мастюкова Е.М.), слово каждый раз произносится по-разному. Количество искажений возрастает по мере развития речи и по мере утомления ребёнка.

Затруднения в произношении тесно связаны с недоразвитием фонематического восприятия. Дети с трудом различают на слух звуки и слова, имеющие сходный ритмический контур и звуковой состав. Они с трудом удерживают на слух различные звуковые комплексы, испытывают большие затруднения при анализе звукового состава слов. Самые элементарные задания по выделению звука из слова часто оказываются недоступными. В других случаях дети справляются с наиболее простыми формами звукового анализа: выделяют гласные в начале и согласные в конце слова, но выделение согласного звука в начале слова и другие сложные формы звукового анализа оказываются непосильными.

Причиной неполноценного общего звучания речи является не только неправильное произношение звуков, но и значительные затруднения при произнесении слов различной слоговой структуры. А.К. Маркова считает, что такое расстройство есть у каждого алалика в зависимости от уровня развития речи.

Овладение слоговым составом не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, часто воспроизводится искаженно. Ошибки воспроизведения звукового состава слова выражаются в следующем:

  • опускании звуков и слогов в словах;
  • замещении субститутами;
  • уподоблении;
  • перестановке звуков и слогов;
  • добавлении слогов;
  • добавлении слогообразующего гласного.

Особенно затруднено произношение слов, содержащих сложные или малоконтрастные в артикуляционном отношении звуки, а также их сочетания.

Исследования Г.А. Каше (1962) выявили ступени произносительных затруднений у детей с общим речевым недоразвитием: меньше всего затруднений вызывает произношение двусложных слов, состоящих из открытых слогов, или односложных без стечения согласных. В трёхсложных словах из открытых слогов наряду с искажениями, заменами и пропуском звуков наблюдаются перестановки и пропуск слогов. Значительные трудности вызывает произношение двухсложных слов с одним обратным слогом (окно), двухсложных слов с двумя закрытыми слогами (балкон). При произнесении слов со стечением согласных помимо упомянутых ошибок наблюдается сокращение согласных звуков. С усложнением слоговой структуры количество неправильно произносимых звуков возрастает. Для моторных алаликов характерно непостоянство искажений (Р. Е. Левина, 1968). «…При относительной сохранности ритмического рисунка слова, т.е. правильной передаче слогов, ударения, а также гласных звуков, наблюдаются резкие искажения звукового состава слов. У других – при правильном призненсении большинства звуков грубо искажена слоговая структура слов» (Г. А. Каше, 1962).

А.К. Маркова в своих исследованиях отмечала, что особенности искажения слова связаны с характером речевого недоразвития. У детей-алаликов при нарушении слухового восприятия преобладает перестановка и добавление слогов. (Антиципации (уподобления одного слога другому) и выпадение согласных встречается у сенсорных алаликов редко). При нарушении в артикуляционной сфере для алаликов характерны сокращение слогов (в статичной форме), сокращения стечений согласных и уподобление слогов. Добавление и перестановка слогов встречаются реже.

Особенности звуковой стороны речи у алаликов, описанные выше, замедляют накопление словарного запаса, затрудняют общение, развитие грамматического строя речи, создают трудности обучения грамоте.

Поэтому развитие звуковой стороны речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи является очень важным звеном в системе коррекционной работы над речью и что не менее важно, должно продолжаться с учащимися в младших классах.

включающие слоги различного типа, а также односложные, чаще (СГСГ), со стечением согласных звуков (СГСС). Слова могут быть деформированы за счет сокращения слогов. Е. Ф. Соботович отмечает, что сокращение слоговой структуры у детей с алалией держится продолжительно и стабильно, в то время как нормальный ребенок к трем годам овладевает структурой четырехсложных и более многосложных слов. С. Н. Шаховская считает, что у данной категории детей наиболее частыми являются сокращения и добавления количества слогов. Сокращение числа слогов имеет свои особенности. Так, сокращения слов при моторной алалии отмечаются большей устойчивостью, чем искажения звукового состава. Как отмечает В. А. Ковшиков, нарушения структуры слога в основном проявляются в ее упрощении, в сведении к конструкциям СГ, СГС, ССГ. Реже встречаются вставки звуков.

Чаще всего нарушение слоговой структуры выражается в сокращении числа слогов. Как правило, в слове остается ударный слог, остальные могут выпадать. Выпадение слога определяется рядом факторов, нередко сочетающихся со следующим:

  • его собственной структурой и характеристикой составляющих его фонем;
  • местонахождением слога в слове и местонахождением по отношению у ударному слогу (в частности, удалением от него);
  • звуками, входящими в соседние слоги.

Значительно реже возникают перестановки и особенно повторения слогов, также обусловленные контекстуально. Реже такие нарушения проявляются при произношении «локальных» слов.

А.К. Маркова отмечает, что правильное воспроизведение даже доступной для ребенка с алалией слоговой структуры достигается не сразу, а путем длительных поисков, неоднократного воспроизведения структуры в искаженном и сокращенном виде, поочередного раздельного проговаривания отдельных слогов слова без соединения их в одно целое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год