Дидактическое пособие «Мир звуков» |
Логопедия | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
16.11.2022 14:31 | |||
Дидактическое пособие «Мир звуков» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» г. КРАСНОЯРСК Актуальность. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский Что мы называем фонематическим слухом? Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.
Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в обучении чтению и письму. Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: В русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. игра – лучший способ обучения. Игры, предложенные вам ниже, помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи: обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием. Все родители хотят, чтобы их дети были умными, развитыми, хорошо подготовленными к школе и успешно учились. Думаю, что предложенная игра пригодится детям 5-7 лет их семьям. Методическая ценность. Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию фонематического слуха и подготовке детей к обучению грамоте, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. От 5 лет до 8 лет. Материал. Ковролин, липучка велькро Оборудование.
Цель: создание условий для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников Задачи:
Игра №1 «Придумай слово» Цель: развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове. Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей. Игра№2 «Строим дорожку» Цель: развитие фонематического слуха. Кто-то придумывает любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. Игра№3 «Ловушка» Цель: развитие умения услышать в слове определённый звук. Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются взрослым в зависимости от темы. Игра №5 «Раздели правильно» Цель: развитие умения делить слова на слоги. Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно прикрепить звуковую схему слова на игровое поле, произнести его, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов. Игра № 6 «Что сначала?» Цель: учить выделять первый звук в слове и определять его. Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, дом, Тень и т.д. (слова подбираются так, чтобы звуки были разные), ребенок называет звук, который стоит в начале слова, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле. Игра №7 «Назови конец» Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове. Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле. Игра№ 8 «Наведи порядок» Цель. Учить детей выделять позицию заданного звука. Подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), например: лампа, мел, плов, стол, лось и др. Ребенок должен разложить их в три столбика. Игра № 9 «Что можно петь, что нельзя петь?» Цель. Учить детей выделять из слов гласные и согласные звуки. Взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет гласные звуки: суп – [У]; руки – [У], [И]. Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К], [Т] и т.д. Игра№ 10 «Чем отличаются слова?» Взрослый читает пары слов, в которых ребёнок должен определить какой звук меняется и на какой: Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка Жар-шар точка-дочка пар- бар и т.д. дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: фишки и выполняют звуковой анализ без схем. Игра№11 «Поймай звук» Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком) Взрослый произносит вслух какое-нибудь слово, любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок находит соответствующую фишку и прикрепляет её к игровому полю. Затем задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
|