Логопедический проект «Наш звукоград» |
Логопедия | |||
Автор: Битюкова Инна Дмитриевна | |||
11.11.2022 06:09 | |||
Логопедический проект «Наш звукоград» Составил учитель-логопед первой категории Битюкова Инна Дмитриевна 2022 год МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино» Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный Вид: Групповой Длительность: Долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь — май);
Участники:
Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками. Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Задачи:
Оборудование: Магнитная доска «Домики» в кабинете у логопеда, доска «Звукоград» в группе, тетради для индивидуальных работ. Содержание проекта Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон с одним и тем же звуком. Предполагаемый результат проекта:
Гипотеза: Если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким. Продукт проектной деятельности: Изготовление наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград» Введение: Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать эту работу надо постепенно ещё в детском саду. Таким образом, данная тема является актуальной. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова ( «разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах. Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (глаза-гроза, почка-бочка, софа-сова, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (гулял-гуляль, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других. Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
3 этап. Заключительный
|