Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический проект «Наш звукоград»
Логопедия
Автор: Битюкова Инна Дмитриевна   
11.11.2022 06:09

Логопедический проект «Наш звукоград»Логопедический проект «Наш звукоград»

Составил учитель-логопед первой категории Битюкова Инна Дмитриевна 2022 год МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный

Вид: Групповой

Длительность: Долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь — май);

 

Скачать конспект

Участники:

  • учитель-логопед Битюкова Инна Дмитриевна;
  • Дети подготовительной группы с речевыми нарушениями – 13 человек;
  • Воспитатели подготовительной группы.

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух детей.
  2. Определять наличие звука в слове.
  3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, и т.п.;
  4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: жар-шар, куча-туча, ваза-база и другие.
  5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
  6. Создавать предпосылки к обучению грамоте.
  7. Развивать у детей потребность в общении, как первейшем условии успешной деятельности.

Оборудование: Магнитная доска «Домики» в кабинете у логопеда, доска «Звукоград» в группе, тетради для индивидуальных работ.

Содержание проекта

Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  3. Развитие умения называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. Совершенствование навыка производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Гипотеза:

Если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград»

Введение:

Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать эту работу надо постепенно ещё в детском саду.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова ( «разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»).

Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.

Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать.

При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (глаза-гроза, почка-бочка, софа-сова, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (гулял-гуляль, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

  • Определение целей и задач проектной деятельности.
  • Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
  • Составление плана деятельности.
  • Первичное обследование детей.
  • Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
  • Создание центра по обучению грамоте.
  • Изготовление наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград».
  • Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
  • Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной

  • Чтение детям истории «Наш Звукоград»
  • Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград».
  • Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
  • Промежуточная диагностика детей.
  • Подборка стихов о звуках и буквах.
  • Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.

3 этап. Заключительный

  • Итоговое занятие по обучению грамоте «Наш Звукоград» для родителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год