Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Постановка звука «Р»
Логопедия
Автор: Сафонова Наталья Александровна   
06.10.2022 09:11

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Постановка звука «Р»Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Постановка звука «Р»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Лесная поляна»

Цель: Учить правильно произносить звук «Р» механическим способом

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в определении наличия и места звука. Коррекционно — развивающие:
  • Способствовать развитию общей, ручной и артикуляционной моторики
  • Создать условия дл развития фонематических процессов
  • Развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание. Воспитательные:
  • Воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование:

 

Скачать конспект

Зеркало, профиль артикуляции звука «Р», предметные картинки.

Ход занятия

Подготовительный этап

1 Организационный момент.

- Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
Правильно неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно Чтоб всем было понятно.

- Расмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук «Р»

2 Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком «Р» и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3 Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки?

Вправо влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (повторить 8-10 раз)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находиться на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком. а затем убирать его вглубь рта. (Повторить 10-15 раз)

Наелся язычок пошел кормить животных. Сначала он пошел кормить индюков.

Индюки когда они были голодные, болтали. Вот так: бл,, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край язык производит движение по верхней губе вперед- назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышаться звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8-10 раз)

Потом он пошел кормить свою лошадку.

Увидела его лошадка зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить (повторить 10-5 раз) губами при этом производиться звук, похожий на кучерское «тпру» (повторить 10-15 раз).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много, много грибов. Вот такие росли там грибы.

Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10-15 раз)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка.

Вот так. Рот приоткрыт, язык находиться на верхней губе и очень быстро движется вправо -влево, производя движение со звуком, напоминающие звучание балалайки. Упражнение выполняется в течении 10-15 секунд.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны.

Вот так. Улыбнуться открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: «Дын- дын» или «Ды-ды», имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течении 10-15 секунд.

Основной этап

1. Анализартикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

- Посмотри на меня как я произношу звук «Р». Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

- Когда ты произносишь звук» Р» есть преграда во рту? (да)

- Значит какой это звук?

- Глухой или звонкий?

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнениния на дыхание.

- Для правильного произношения звука «Р», нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся его делать с помощью упражнений.

1. «Кораблики» Помоги пустить бумажные кораблики в плаванье. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

- Следующее упражнение «Бабочки» Отпусти бабочек и они тебе улыбнуться. Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука «Р» механическим способом от сохраненной фонемы Д.

-Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд д-д-д-д (В это время соской подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука» Р»).

5. Развитие фонетического слуха.

-Хлопни в ладоши если услышишь звук» Р», а; и; Р; м; е; Р; к; н;.

-Топни ногой когда услышишь звук «Р» в слогах: са- ра- на -вы — ры

- два- дра.

  • Подними руку если услышишь звук» Р» в словах: автобус, гром, такси, ракета

6. Закрепление звука» Р» со стечением согласных в слогах сочетанием ДР.

-Потренируемся произносить звук «Р». Повторяй за мной:

ДР... А- ДР... А- ДР... А ДР... О-ДР... О-ДР... О ДР... У-ДР... У-ДР... У ДР... Ы-ДР... Ы-ДР... Ы (Во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

Заключительный этап.

7. Итог занятия

Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук «Р»)

Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

Дай характеристику этому звуку (звук «Р» — согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

8. Домашнее задание.

Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Спасибо тебе за занятие.

Литература:

  1. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: для детей 4-6 лет: пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук. О.И. Издательство: Литера год -2004.
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Куликовская. Т.А. Издательство: Гном, год -2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год