Лингвокраеведческие игры, как средство познавательного и речевого развития ребёнка |
Логопедия | |||
Автор: Петрова Анастасия Алексеевна | |||
06.06.2022 11:33 | |||
Лингвокраеведческие игры, как средство познавательного и речевого развития ребёнка Петрова Анастасия Алексеевна – учитель-логопед в МАДОУ «Детский сад №103» г. Перми. Аннотация: в данной статье раскрыта проблема выбора материала в работе с детьми с речевыми нарушениями. А также рассматривается методика, направленная на стимуляцию познавательного и речевого развития ребёнка с помощью лингвокраеведческих игр. Ключевые слова: логопедия, детство, речевое нарушение, ранний возраст, познавательное развитие, речевое развитие, лингвокраеведение, Родина. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Одним из актуальных направлений в этом поиске становится выбор языкового материала (отбор речевых форм, высказываний и текстов), на материале которых будет проводится логопедическая работа. Важность этого выбора связана не только с эстетической составляющей (мы формируем у ребенка взгляды на литературу, показываем многообразие ее форм и жанров, формируем ближайший читательский круг, воспитываем компетентного читателя), но и привносим для него эталонные образцы текстов (те, что будут отправными точками при формировании собственного высказывания и порождении собственного текста). В таком контексте языковой материал для логопедической работы не должен и не может ограничиваться сугубо коррекционным потенциалом, но быть глубже и содержательнее, обладать эстетической ценностью в том числе. Кроме того, важным оказывается познавательное развитие, которое на логопедических занятиях так же стимулируется, предлагаемыми ребенку текстами. Познавательная активность — это сложное личностное образование, на формирование которого влияют субъективные факторы (воля, усидчивость, степень развития памяти, мотивация и так далее), объективные факторы (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения и так далее). Выбранный с учетом возрастных особенностей, тематических предпочтений, коррекционного потенциала и содержательной наполненности текст может во многом повысить мотивацию, сформировать устойчивое внимание к изучаемой теме [1]. Кроме того, познавательно-речевое развитие детей напрямую влияет на его дальнейшее обучение и процессы социализации. Коррекция в раннем возрасте позволяет избежать агрессивного поведения, неуспеваемости, дезадаптации в будущем. На мой взгляд, таким потенциалом обладают тексты, позволяющие ребенку по-новому открыть край и город, в котором он живет. Такое включение в работу логопеда регионального компонента позволяет процесс коррекции представить в виде развивающего педагогического процесса. К.Д. Ушинский писал: «Если ваш воспитанник знает много, интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к Родине — вы не достигли цели воспитания» [2]. Лингвокраеведение является одним из важных средств подготовки ребёнка к жизни, формирования чувств человека, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить его богатейшие традиции, способствует более эффективному усвоению материала русского языка, повышает интерес к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской деятельности. Тексты, включающие в себя краеведческий материал, могут служить отличной базой для ряда специальных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Более того, обращение к текстам о городе можно считать базовым этапом формирования у детей любви к Родине: накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Каждый город имеет свои неповторимые черты, они заключены в особенностях природного окружения, труда людей, в достопримечательностях. Ребёнок, знакомясь с родным городом, учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Все эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфике своей Родины и на этой основе воспитывать патриотизм, чувство любви и привязанности к своему родному городу. Пермь, как любой город, имеет свою историю, традиции и достопримечательности. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые должны лечь в основу воспитания маленьких граждан Перми. Автором настоящей статьи была разработана программа лингвокраеведческих игр, направленная на познавательно-речевое развитие для детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Цель программы – стимуляция познавательного и речевого развития ребёнка с помощью лингвокраеведческих игр. Программа включает в себя 2 блока:
В работе применяются практические и наглядные методы и приёмы: гимнастика, подражание, вслушивание, манипуляции с предметами, картинками, рассматривание, изучение, предметно-игровые действия, конструирование и др. Программа построена на основе сказки, так как для познавательно-речевого развития ребёнка трёх лет наиболее доступным материалом является сказка. Для занятий было специально смоделировано пространство в виде полотна с тропинками на основе выдуманной сказки «Путешествие мишки». - Чей это домик? Посмотрите, кто же там живёт? - Мишка - Правильно. Поздоровайтесь с мишкой. Ничего себе! Какие у него большие уши. Вы знаете, почему? - Нет - Тогда давайте спросим у мишки, нажмите на уши» (включается запись) «Здравствуйте, ребята! Я гулял по улицам Перми и увидел Памятник «Пермяк – солёные уши» и тоже захотел себе такие огромные уши. Вот и приклеил». - Вы знаете, что такое Пермь? - Да - А как называют людей, которые живут в Перми? - Пермяки - Верно, а что такое Памятник «Пермяк – солёные уши»? - Не знаем - Я вам расскажу. В нашем крае испокон веков занимались вываркой соли. И город такой есть – Соликамск. А его древнее название – Соль Камская. На старом гербе города недаром изображён колодец с воротом, которым пользовались в старину, когда поднимали соляной рассол. Далеко за пределами края соль пермская называлась пермянкой. Труд на соляных промыслах был очень тяжёлым. Работники соляных промыслов и потели соляными рассолами и плакали солёными слезами. Соль стояла в воздухе, оседала на одежде, на лицах и, конечно, на ушах грузчиков-соленсов, которые перетаскивали на спинах огромные кули с драгоценной солью пермянкой. Она сыпалась им на голову и за шиворот. Отсюда и поговорка: «Пермяк – солёны уши». Времена те прошли, а поговорка осталась» [3]. Выстраивая занятие, вокруг смыслообразующего стержня- города, мы, с одной стороны, открываем для ребенка новое в его окружении, вызываем интерес к страницам истории края, мотивируем на дальнейшие открытия, с другой стороны, закладываем умения обращаться с фольклорным материалом, устным словом, учим внимательному отношению к содержанию. На мой взгляд, такой подход к проблеме выбора языкового материала для логопедических занятий открывает новые возможности развития рече-познавательной деятельности ребенка. Ранний возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития [4]. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Список использованной литературы
|