Опыт внедрения нейропсихологических приёмов в работу учителя-логопеда ДОУ. |
Логопедия | |||
Автор: Исаева Серафима Александровна | |||
08.05.2022 08:46 | |||
Опыт внедрения нейропсихологических приёмов в работу учителя-логопеда ДОУ. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического и речевого развития ребенка, сохраняя при этом его психическое благополучие и здоровье. И полноценно подготовить детей для дальнейшего обучения в школе, предупредить трудности и ошибки в письменной речи и чтении. В группу дошкольников, имеющих предпосылки к дисграфии и дислексии, относятся дети с различными речевыми нарушениями. У данных категорий детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Они моторно неловки: не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, выполнить аккуратно штриховку, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Затрудняются осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.
Что касается непосредственно речевой деятельности, то здесь мы можем наблюдать такие трудности как:
Для плавной, чёткой речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным. Для понимания природы организации различных психических процессов, в том числе и речи, мы обратились к трудам по нейропсихологии — разде-лу психологии, посвященному изучению мозговых механизмов высших психических функций (далее ВПФ). Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, он ввел понятия: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга. Понятие фактора является одним из важнейших теоретических понятий, лежащих в основе концептуального аппарата детской нейропсихологии. Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. Встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик — фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным. Существуют модально-неспецифические факторы:
К основным модально-специфическим факторам относят:
В основу построения нейропсихологической коррекции заложено учение о трёх функциональных блоках мозга. 1-й ФБМ — блок регуляции тонуса и бодрствования. Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. 2-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения информации. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Собственно, активно актуализирует, реализует поведение во всех его проявлениях, прежде всего, 2-й ФБМ; 1-й и 3-й обеспечивают главным образом его инициацию, пластичность протекания и регуляцию во всех ее проявлениях. Это пласт психики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привлечения дополнительных осознаваемых средств. 3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля. Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Наконец, сопоставление желаемого результата с полученным с вытекающими отсюда последствиями: удовлетворение продуктом и дебют следующей программы; неудовлетворенность и воспроизведение программы со всеми надлежащими мерами «коррекции и реабилитации». Из вышеизложенного можем сделать вывод, что собственно в организации психического процесса речи в целом – от замысла, порождения до контроля и регулирования за ним – участвуют все три функциональных блока в той или иной мере. Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на теории трех функциональных блоках мозга). 1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований. На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики. 2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства), формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память). На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия. 3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психиче-ских процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль. Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга — от простого к сложному. Эффективнее применять данные упражнения в комплексе, но можно использовать их в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями. Исходя из всего вышесказанного, мы сделали вывод, что используемые современ-ные программы коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями, будут более продуктивны, если включить применение методов нейропсихологической коррекции. Это и привело к созданию вариативной части рабочей программы учителя-логопеда по теме «Нейропсихологические приемы в логопедической работе», которая активно внедряется в образовательный процесс уже 2 года. Коррекционная работа строилась на основе авторской программы, составленной на основе книг: А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», в частности программы М.В. Евлампиевой, М.В. Черенкова, Т.Н. Ланиной. Адресатом программы явились дети 6-7 лет, зачисленные на логопункт. Целью программы было поставлено обеспечение полноценного комплексного развития дошкольников через включение в образовательный процесс нейропсихологических приемов. Цель конкретизируется в следующих задачах:
-профилактика дисграфии и дислексии. В структуре каждого занятия в обязательном порядке присутствуют элементы из разделов: а) дыхательные упражнения; б) глазодвигательный репертуар; в) мелкая моторика; г) интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функция речи; д) артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Прежде, чем внедрять данную программу в логопедическую работу, проводилось обследование детей в начале учебного года по методике Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, Ю.О. Титовой. Исследовались выборочно следующие сферы: 1) Нейродинамическое и регуляторное развитие; 2) Когнитивное развитие; 3) Двигательное развитие. Все данные вносились в сводные таблицы. И в конце года, реализуя повторное обследование, мы имели возможность проверить результативность применения нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда, сравнив показатели. Их подробный анализ показал нам положительную динамику в развитии сфер психической деятельности детей и устранении у большинства воспитанников дефицитарности по каждой психической сфере. Кроме этого, непосредственно в логопедической работе, наблюдалось:
Подводя итоги нашего исследования и наблюдений, можем утверждать, что применение методов нейропсихологической коррекции в работе логопеда, благотворно влияет на детей с различными речевыми нарушениями, и занятия становятся более продуктивными. Список используемой литературы
|