РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевое развитие, как одна из образовательных областей дошкольного образования, включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Проблема развития речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной в современной педагогики. Большое количество детей дошкольного возраста имеют общее недоразвитие речи. Нарушение развития лексического и грамматического строя речи у детей свидетельствует не только о наличии количественного и качественного отставания словарного запаса от нормы, но в первую очередь о невозможности ребенка полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Для овладения ребенком подлинным словом необходимо, чтобы оно не просто было выучено им, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям, включалось в его жизнь и деятельность.
Скачать конспект
Новизна данного исследования в том, что коррекционная работа в дошкольном учреждении требует индивидуального подхода к каждому ребенку с речевым нарушением. Важно учитывать все особенности поведения и характера ребенка, его психологическое здоровье. Личностно-ориентированный подход позволяет нам разработать именно ту программу развития, которая будет подходить данному ребенку, с учетом все его особенностей. Обследование и выявление особенностей ребенка позволяет выявить наиболее сильные черты характера, которые помогут ребенку справиться с его «пробелами» в развитие.
Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, занижены уровни развития высших психических функций. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Зачем же применять личностно-ориентированный подход в обучении. Какие идеи заложены в этом понятии?
- Идея личностного подхода ( «всяк цветок со своим запахом»).
Главная ценность — сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара — вот ценности личностно- ориентированного образовательного процесса.
- Идея деятельностного подхода ( «Дорогу осилит идущий») Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности.
- Идея рефлексии ( «Остановиться, оглянуться»). Анализ, осознание осуществлённой деятельности и самого себя в этой деятельности — один из основных механизмов развития человека.
- Идея проблемности ( «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»).
Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.
- Идея сотрудничества, гуманного отношения к человеку ( «Сердце отдаю детям»). Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения, простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.
- Идея системного подхода ( «Видеть за деревьями лес»)
Цельное, системное представление о личности и её развитии. Органичное сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.
Восприятие информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно-эмоциональному). Сенсорные каналы восприятия носят название модальность. Каждый человек, обладает всеми тремя типами модальности, но предпочитает, как правило, пользоваться только одним или двумя из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.
Визуальная система – восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.
Аудиальная система – восприятие через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.
Кинестетическая система – восприятие через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.
Гипотеза: если знать преобладающий тип модальности дошкольника, то педагогу будет наиболее легко подобрать необходимую форму практического занятия с детьми для закрепления полученных знаний в ДОУ. Учет такой индивидуальной особенности детей, поможет не только разнообразить учебную деятельность и поможет успешно усвоить образовательную программу.
Исходя из целевых ориентиров ФГОС, была разработана стратегия коррекционной направленности развития лексико-грамматических категорий у детей.
I. Формирование в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета, родовых понятий.
В данном разделе представлена таблица (часть годового планирования), с планом проведения игр и упражнений для формирования в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета.
Сентябрь
4-я неделя: «Осень: название деревьев»
|
|
Лексика
|
Обобщающие и родовые понятия
|
Выделение частей целого
|
Формирование семантического поля
|
|
Листопад, дождь, туча, лужа, ветер, туман, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, небо, солнце, зонт;
Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.
Береза, ель, дуб, клён, рябина, елка, тополь.
|
Осень, птицы, животные, деревья, лес, природа.
|
Ветки, листья, ствол, лучи, хвоя, иголки, кора, верхушка, шишка.
|
Глаголы: распускаться, расти, лететь, кружиться, опадать, сохнуть, желтеть, хмуриться, моросить.
Прилагательные: хмурый, дождливый, солнечный, разноцветные, хвойные, лиственные.
|
|
Примерные темы занятий:«Листопад», «Признаки осени», «Лес осенью», «Как растут деревья», «Внешние признаки деревьев», «Отличительные признаки деревьев».
Дидактические игры: «Гуляем в лесу», «Чудесный мешочек», «Отгадай, о каком дереве рассказываю».
Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название деревьев, их цвета (активно и пассивно); сформировать обобщение: береза - дерево; научиться определять деревья: хвойные и лиственные; развить умение выделять и называть части дерева; активизировать в словаре детей основные предметы осени, название осенних месяцев; развить умение различать время года по его основным признакам.
|
|
Октябрь
1-я неделя: «Огород. Овощи»
|
|
Капуста, свекла, лук, огурец, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, помидор, редиска, тыква, баклажан;
Огород, урожай, почва, грядки, теплица, семена.
|
Овощи, еда.
|
Корень, ботва, листья, отростки, кожура, семечка.
|
Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, выкапывать, срезать, кушать, варить, резать.
Прилагательные: вкусный, горький, красный, зеленый, синий, желтый, сладкий, кислый, круглый, овальный, сочный.
|
|
Примерные темы занятий: «Знакомство с овощами»,«В огороде», «Признаки овощей», «Собираем урожай».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Соберем овощи в корзину», «Варим суп», «Овощной магазин».
Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название овощей, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: морковь – овощ – еда; научиться отбирать овощи в определенном порядке.
|
|
2-я неделя: «Сад. Фрукты»
|
|
Апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, банан, виноград;
Урожай, сад, кустарник, почва, гроздь, плод; Компот, варенье, сок.
|
Фрукты, еда, деревья.
|
Семечка, косточка, кожура, шкурка, листья, ветка
|
Глаголы: резать,расти, высаживать, цвести, чистить, собирать, варить, кушать.
Прилагательные: вкусный, кислый, сладкий, красный, сочный, зеленый, синий, желтый, оранжевый.
|
|
Примерные темы занятий: «Признаки фруктов», «Магазин «Фрукты», «В саду».
Дидактические игры: «Сварим варенье», «О каком фрукте говорю», «Приготовление сока», «Соберем корзину фруктов».
Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название фруктов, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: яблоко – фрукт – еда; научиться отбирать фрукты в определенном порядке.
|
|
Также представлена таблица (часть коррекционного планирования), где подобраны упражнения для детей, с учетом индивидуальных и физиологических особенностей.
Месяц
|
Лексическая
тема
|
Игры для развития межполушар-ного взаимодействия
|
Лексического строй речи
Игры для разных типов модальности у детей
|
Сентябрь
|
Овощи. Фрукты
|
Игра «Кулак – ребро – ладонь»
|
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных.
Визуал: «Сосчитай фрукты, овощи?»
Кинестетик: «Узнай на ощупь фрукт, овощ»;
Аудиал: «Фруктовый сок».
|
Грибы. Ягоды
|
Выкладывание из счетных палочек по образцу фигуры: «Гриб».
|
Цель: Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже
Визуал: «Какая ягодка спряталась?»
Кинестетик: «Разложи грибы и ягоды по разным корзинам»;
Аудиал: Релаксация «Звуки леса».
|
Октябрь
|
Осень золотая
|
Игра «Фонарики»
|
Цель: Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты
Визуал: «Составь рассказ по картинке»
Кинестетик: «Собери разрезные картинки. Что изображено»;
Аудиал: «Назови ласково».
|
Обувь и одежда
|
Выкладывание из счетных палочек по образцу фигур: «Сапоги», «Штаны», «Платье» и т.д.
|
Цель: Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов.
Визуал: «Что забыли надеть?»
Кинестетик: «Какую одежду мы носим осенью. Одень куклу»;
Аудиал: «Какой? Какая? Какие?».
|
II. Формирование антонимов в лексике ребенка.
В процессе работы над антонимами развивается смысловая сторона речи. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложении и связанных высказываниях:
1)Подбор антонима к заданному слову: трудность - ..., смелость - …;
2)Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;
3)Договаривание предложения с антонимами: Летом жара, а зимой … (холод, мороз); Все люди радовались весне, а Снегурочка чувствовала … (грусть, печаль).
4)Составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (День – ночь);
5)Противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал.
В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются приемы работы с изолированными словами («Скажи наоборот»), со словами в предложениях («Доскажи словечко», «Составь предложение»), словами в связных высказываниях.
В блоке эмоциональной лексики антонимическую пару составили слова радость — грусть.
III. Развитие стилистического чутья и формирование синонимов в лексике ребенка.
Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «Малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он путь подбирает три (пять) синонимов: носиться, мчаться, пробегать ... ребенок подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что – нет и почему именно».
Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:
- Подбор синонимов к изолированному слову;
- Объяснение выбора слов в синонимичном ряду;
- Замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;
- Составление предложений с предложенными синонимами;
- Составление рассказов с предложенными синонимами.
IV. Развитие понимания многозначных существительных в русском языке, накопление этих слов в словаре ребенка (формирование паронимов).
Работа по развитию многозначных слов это продолжение работы по формированию смысловой стороны речи наряду с антонимами и синонимами. Здесь можно рекомендовать следующее:
- Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его видит, всяк ему клонится»;
- Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая;
- Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (перец), острая – тупая (иголка) и др.
- Составление предложений с многозначными словами;
- Рисование на тему многозначного слова;
- Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
- Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
V.Формирование эмоциональной лексики и абстрактных понятий.
Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова.
Обучение в этом разделе формирования существительных организовано таким образом, чтобы мотивировать употребление данной лексики в словосочетаниях, предложениях. Основной задачей является расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший с силу 1 января 2014 г.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М. : Просвещение, 1969.
- Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире : дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И. В. Переверзева. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
- Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире: дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
- Гут Ю.Н. Психолго-педагогическое сопровождение детей с различиями в межполушарной асимметрии // Справочник педагога-психолога. Детский сад.- № 12.- 2012
- Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И. Ю. Кондратенко – СПб. : КАРО, 2006.
- Коноваленко В. В. Многозначность существительных в русском языке / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко С. В. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
- Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2001.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
- Лопатина. Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1994.
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1967.
|