Конспект логопедический — «По тропинкам сказки Федорино горе» |
Логопедия | |||
Автор: Бегишева Эмине Эрнесовна | |||
01.04.2022 08:58 | |||
Конспект логопедический — «По тропинкам сказки Федорино горе» Актуальность: Приобщение дошкольников к литературе — одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Цель — развитие связанной речи детей. Образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда». Закрепить понятие — сказка, умение выделять отличие сказок от других художественных произведений. Совершенствование грамматического строя речи (умение подбирать родственные слова и слова антонимы; образование качественных прилагательных; согласование существительных с числительными; согласование существительных с прилагательными в роде и числе; использование сложных предлогов: над, около, рядом). Совершенствование навыков звукового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (совершенствовать умение отвечать на вопросы сложносочиненными предложениями). Закрепить понятие «живая», «не живая природа»; умение объяснять отличие между ними, делать выводы.
Развивающие задачи. Развитие связанной речи, фонематических представлений. Развитие общей, мелкой моторики, координации речи с движением; развитие общих речевых навыков, интонационной выразительности, темпа, ритма. Воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам. Предварительная работа. Чтение сказки «Федорино горе», просмотр видеороликов о создании посуды, просмотр презентации о явлениях не живой природы. Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, стойка для книг, стол для песочной анимации, комплекты посуды, карточки для игры «Разноцветная природа» (по количеству детей), раздаточный материал для дыхательной гимнастики (по количеству детей), раздаточный материал к игре «За сервируй стол» (по количеству детей). Форма проведение. Комплексного занятия по развитию речи с использованием ИКТ, упражнений самомассажа, песочной терапии. Методы и приемы. Наглядные: Организация наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предметов и т. д., просмотров видеофильмов. Словесные: Речевой образец, повтор, вопрос, объяснение, пояснение, беседа. Игровые: дидактические игры-упражнения, дыхательные упражнения, авторская настольно- печатная игра, игра на развитие мелкой моторики с использованием стола для песочной анимации. Косвенные: подсказка, совет, исправление, реплика, замечание. Место проведения. МБДОУ№49 «Золотой петушок» Возраст обучающихся. Старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет. План проведения.
Ход занятия Психогимнастика Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Логопед. Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие. Осмотрите группу, что в ней изменилось, что нового? (в зале организованна книжная выставка). Правильно, у нас появилась стойка с книгами. Для чего людям необходимы книги? (что бы получать знания, информацию). Подойдите и рассмотрите, какие представлены книги (о животных, о космосе, сказки) больше всего на полках сказок. Логопед. Ребята, вы знаете, что такое сказка? Какие сказки бывают? (русские- народные авторские.) Какие жанры сказок вы знаете (о животных, бытовые, волшебные). Назовите сказки в которых главные герои животные,.. предметы быта, …происходит волшебство. Правильно, в сказке бывает то, что не бывает в жизни. Вот и сегодня на нашем занятии мы побываем в сказке. Я вам загадаю загадку, вы угадаете. Загадка: Убежали от грязнули Чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовёт И в дороге слёзы льёт. (Слайд – 1) Правильно, мы оказались с вами в сказке «Федорино горе». О чем эта сказка? (о Федоре, которая была грязнулей и посуде). А какая посуда бывает по назначению? – столовая, чайная, кухонная. Ребят, давайте мы с вами поиграем в игру Игра: «Найди, что к чему относиться» (Слайд- 2,3, 4): Выберете посуду которая подходит к кухонной, столовой, чайной. Логопед. Из чего изготавливают посуду? (из глины, фарфора, металла, стекла, пластмассы). Игра «Какая? Какой, Какие,». Скажи – чашка из глины, какая? (глиняная) Нож из металла, какой? (металлический) Блюдце из фарфора, какое? (фарфоровое). Стаканы из стекла, какие? (стеклянные) Чем стекло отличается от фарфора? (стекло прозрачное, фарфор нет) Чем похожи между собой? (хрупкие, легко бьются) Молодцы! Физ. Минутка К нам пришла Федора, (ходьба на месте) Не хозяйка, а умора, (руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу) Выпачкала всю посуду, (поочерёдно потереть ладонь о ладонь) А потом кричит: «Не буду!». (руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо- влево) Кофейник, чайник и стакан, (наклоны головы в стороны) Давно не видывали кран, (наклоны головы вперёд) Сахарница, блюдце, вилка, (наклоны головы в стороны) Ковш, молочник и бутылка, (наклоны головы вперёд) Бокал, маслёнка, самовар, Как будто приняли загар. ( «вытирают» лицо ладонями в стороны) (Слайд- 5) Ребята, что вы видите на картинке? (самовар.) Какая его роль в сказке? (позвал вс ю посуду уйти от Федоры). Почему самовар решил уйти от Федоры вместе со всей посудой? (потому что Федора не мыла, не убирала, не ухаживала за посудой) Дыхательная гимнастика (Слайд- 6 звук кипящего самовара) Ребят послушайте как идёт, пыхтит самовар — ПФФ-ПФФ-ПФФ. Перед вами на столе лежат самовары, давайте мы на них подуем – ПФФ-ПФФ-ПФФ.) (Слайд- 7) И вот посуда отправилась в тяжёлый путь… По полям, по лугам. Что такое поля и луга? (это природа). Ребята вы же знаете, что природа бывает живая и не живая. Чем она отличается? (живое, это всё, что растёт, дышит, размножается, питается) Скажите, что относиться к неживой природе? (звёзды, луна, ветер, вода, воздух) А к живой природе? (растения, животные, насекомые, рыбы). Сейчас мы с вами поиграем в игру Игра «Четвёртый лишний» (на слух). Я называю слово, вы называете лишнее. - Луна, гора, птица, болот -Звезда, трава, море, песок -Собака, бабочка, кит, солнце (Слайд – 8) Посуда так долго шла, что оказалась в топком болоте! Ребята, поможем бабушке Федоре, найти посуду, вытащить из болота. (детям предлагается на ощупь, в песочнице найти, не вынимая рук, описать найденную посуду по алгоритму). Какую ты достал посуду? (блюдце) (Слайд 9) Игра «Один-много». Сколько у тебя в руке блюдец? (одно) Ребята, посчитайте, сколько всего блюдец убежало от Федоры? (пять блюдец) Сколько ложек? (четыре ложки) Сколько вилок? (три вилки) Чашек? (три чашка) Молодцы, помогли бабушке! Ребята давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из предложений) Предложения состоят из…? (cлов) Слова из..? (слогов) Слоги из..? (звуков). Какие вы знаете звуки? (гласные и согласные) Какими бывают согласные? (твердые и мягкие) У меня в руках чашка, сколько слогов в слове чашка? (два слога) сделайте звуковой анализ слова. Сколько в этом слове гласных, согласных? (дети дают характеристику звуков). Логопед. Вы хорошо потрудились, спасли посуду, вытащили её из болота, ваши руки устали. Предлагаю вам сделать пальчиковый самомассаж. (в процессе самомассажа дети по фалангам пальцев делят слова на слоги). Приготовим левую руку и будем проминать каждый фаланг нашего пальца, подбирая на каждый палец слово которое будет делиться на три слога. (та-рел-ка, са-мо-вар, суп-ни-ца, кас-трю-ля, чай-ник). Отдохнули ручки? (да) Ребята, какое интересное слово – супница, для чего нужна супница? (в супницу наливают суп) А сахарница? (в нее насыпают сахар) Во что можно положить салат? (салатник) Во что положить конфеты? (конфетницу) (Слайд — 9) Ребята, посмотрите, чему так радуется Федора? (возращению посуды домой) Да, посуда вернулась домой. Как вы думаете, почему посуда передумала и вернулась к Федоре? (потому что Федора пообещала мыть, чистить и убирать, ухаживать). Федора была так рада и благодарна, что устроила пир на весь мир. Логопед. Может и мы с вами побудем на этом празднике? Но для этого мы должны помочь Федоре накрыть на столы. Игра «За сервируй стол» (Детям предлагается игра «За сервируй стол», логопед даёт указание по расположению посуды на столе с использование сложных предлогов и ориентировки на плоскости) Логопед. Поставьте глубокую тарелка по центру стола. Мелкую тарелку над глубокой тарелкой. Вилку около глубокой тарелки с лева, а нож и ложку рядом с глубокой тарелки с право, чашка над ножом и ложкой около мелкой тарелки. Игра «Назови ласково» Федора научилась ухаживать, беречь свою посуду, очень ее полюбила и стала называть ласково. Как можно сказать ласково слово тарелка,..чашка.., нож.., вилка.., ложка. Логопед. Молодцы вы справились с заданием. Выходим на ковёр. Наше путешествие в сказке закончилось. Раз, два, три повернись из сказки в детский сад вернись. Вспомните, как изменилась Федора. В начале сказки она была неопрятная, а потом стала аккуратная… Посуда была у неё грязная, а потом чистая… Дом у неё был, серый, а потом стал светлый… Наше занятие подошло к концу.
|