«Роль сенсорного воспитания в развитии речи детей» |
Логопедия | |||
Автор: Куницкая Светлана Вячеславовна | |||
22.03.2022 22:27 | |||
«Роль сенсорного воспитания в развитии речи детей» учитель — логопед Куницкая Светлана Вячеславовна В настоящее время в кругу педагогов большое внимание уделяется сенсорному развитию детей и это неслучайно. Значимость сенсорного опыта для полноценного развития детей была доказана ещё давно, о чём свидетельствуют работы известных педагогов, психологов (Монтессори М., Венгер Л.А. и мн. др). Практикующие специалисты при организации воспитательно – образовательного процесса и коррекционно – развивающей работы учитывают необходимость создания полисенсорной основы для формирования у детей знаний и представлений о себе и окружающем их мире. Ощущения являются для детей первоисточником познания. Основная цель применения различного рода сенсорных игр в дошкольном образовательном учреждении — это обогащение и накопление чувственного опыта детей (ощущений и восприятия). Процесс узнавания и освоения ребёнком окружающего мира начинается с момента его рождения и происходит посредством функционирования различных органов чувств, что является залогом гармоничного развития всех отделов головного мозга. Особую значимость сенсорное развитие приобретает в раннем возрасте. Детей «затрагивает» (привлекает внимание, интересует) то, что можно увидеть, потрогать, попробовать… Только знания, полученные в ходе самостоятельного чувственного опыта и предметно – практической деятельности становятся прочным личным достижением, «багажом».
При нарушении (дисфункции) сенсорной интеграции мозг не в полной мере получает и обрабатывает потоки сенсорных импульсов, в результате чего ребёнок не получает точной информации о себе или окружающем мире. При этом подобного рода нарушения могут быть не только у детей с теми или иными ограниченными возможностями здоровья, но и при нормативном развитии, что, к сожалению, обусловлено современными тенденциями в развитии общества (наличие большого числа гаджетов, отстранённость от природы и т.п.). Нарушение обработки получаемой из вне сенсорной информации приводит к искажению психомоторного и речевого развития детей, что провоцирует трудности в поведении и обучении. Чувственное познание мира ребёнком неразрывно связано с развитием его речи. Они оказывают прямое влияние друг на друга. Именно слово фиксирует приобретённый ребёнком чувственный опыт, помогает ему обобщить его. Слово позволяет ребёнку вычленить и обозначить новый признак или качество, формируя умение находить его в других предметах, развивая способность к сравнению и анализу. И только благодаря разнообразному чувственному опыту у ребёнка формируется значение того или иного слова. Учёными доказано, что в условиях сенсорной депривации не возможно образование ассоциативных связей, являющихся нейрофизиологической основой развития речи. Сенсорные игры позволяют задействовать сферы зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового восприятия, а также двигательную сферу дошколят. Важное значение для сенсорного воспитания детей приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая окружает ребёнка в образовательном учреждении и/или дома. В настоящее время существует большое количество готовых дидактических игр и пособий, нацеленных на сенсомоторное развитие детей. Кроме того, многие педагоги активно применяют в практике своей работы авторские игры, изготовленные ими самостоятельно. Многообразие стимульного материала позволяет не только обогатить мир ощущений и восприятия детей, но и способствует поддержанию у них интереса к совместной образовательной деятельности, их активному вовлечению в данный процесс, повышая тем самым эффективность педагогической работы, вне зависимости от её профиля. Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, необходимо максимально насытить весь предлагаемый им на занятиях стимульный материал тем содержанием, которое будет отвечать поставленной вами цели и решаемым задачам. Другими словами, у них должно быть на виду, на слуху, на языке и в действии то, что вы хотите до них донести.
|