Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль сенсорного воспитания в развитии речи детей»
Логопедия
Автор: Куницкая Светлана Вячеславовна   
22.03.2022 22:27

«Роль сенсорного воспитания в развитии речи детей»«Роль сенсорного воспитания в развитии речи детей»

учитель — логопед Куницкая Светлана Вячеславовна

В настоящее время в кругу педагогов большое внимание уделяется сенсорному развитию детей и это неслучайно. Значимость сенсорного опыта для полноценного развития детей была доказана ещё давно, о чём свидетельствуют работы известных педагогов, психологов (Монтессори М., Венгер Л.А. и мн. др). Практикующие специалисты при организации воспитательно – образовательного процесса и коррекционно – развивающей работы учитывают необходимость создания полисенсорной основы для формирования у детей знаний и представлений о себе и окружающем их мире.

Ощущения являются для детей первоисточником познания. Основная цель применения различного рода сенсорных игр в дошкольном образовательном учреждении — это обогащение и накопление чувственного опыта детей (ощущений и восприятия). Процесс узнавания и освоения ребёнком окружающего мира начинается с момента его рождения и происходит посредством функционирования различных органов чувств, что является залогом гармоничного развития всех отделов головного мозга. Особую значимость сенсорное развитие приобретает в раннем возрасте. Детей «затрагивает» (привлекает внимание, интересует) то, что можно увидеть, потрогать, попробовать… Только знания, полученные в ходе самостоятельного чувственного опыта и предметно – практической деятельности становятся прочным личным достижением, «багажом».

 

При нарушении (дисфункции) сенсорной интеграции мозг не в полной мере получает и обрабатывает потоки сенсорных импульсов, в результате чего ребёнок не получает точной информации о себе или окружающем мире. При этом подобного рода нарушения могут быть не только у детей с теми или иными ограниченными возможностями здоровья, но и при нормативном развитии, что, к сожалению, обусловлено современными тенденциями в развитии общества (наличие большого числа гаджетов, отстранённость от природы и т.п.). Нарушение обработки получаемой из вне сенсорной информации приводит к искажению психомоторного и речевого развития детей, что провоцирует трудности в поведении и обучении.

Чувственное познание мира ребёнком неразрывно связано с развитием его речи. Они оказывают прямое влияние друг на друга. Именно слово фиксирует приобретённый ребёнком чувственный опыт, помогает ему обобщить его. Слово позволяет ребёнку вычленить и обозначить новый признак или качество, формируя умение находить его в других предметах, развивая способность к сравнению и анализу. И только благодаря разнообразному чувственному опыту у ребёнка формируется значение того или иного слова. Учёными доказано, что в условиях сенсорной депривации не возможно образование ассоциативных связей, являющихся нейрофизиологической основой развития речи.

Сенсорные игры позволяют задействовать сферы зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового восприятия, а также двигательную сферу дошколят. Важное значение для сенсорного воспитания детей приобретает развивающая предметно – пространственная среда, которая окружает ребёнка в образовательном учреждении и/или дома. В настоящее время существует большое количество готовых дидактических игр и пособий, нацеленных на сенсомоторное развитие детей. Кроме того, многие педагоги активно применяют в практике своей работы авторские игры, изготовленные ими самостоятельно. Многообразие стимульного материала позволяет не только обогатить мир ощущений и восприятия детей, но и способствует поддержанию у них интереса к совместной образовательной деятельности, их активному вовлечению в данный процесс, повышая тем самым эффективность педагогической работы, вне зависимости от её профиля.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, необходимо максимально насытить весь предлагаемый им на занятиях стимульный материал тем содержанием, которое будет отвечать поставленной вами цели и решаемым задачам. Другими словами, у них должно быть на виду, на слуху, на языке и в действии то, что вы хотите до них донести.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год