ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ |
Логопедия | |||
Автор: Крымова Елена Владимировна | |||
20.03.2022 20:30 | |||
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатель Крымова Е.В. МАДОУ Детский сад 155 г.Тюмени «Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними». Г.А. Волкова Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Европа, начало 20 века – появление системы «ритмического воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант. Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений. Этому вопросу посвещены работы Волковой Г.А., Картушиной М.Ю, Анищенковой А.С. и других.
ЛОГОРИТМИКА – система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног, координируются с произношением специального речевого материала …Логоритмика это система музыкально – двигательных и рече — двигательных заданий и упражнений. Слово + Музыка + Движения Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.Задачи: Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; Развитие слухового и зрительного восприятия; Увеличение объема памяти; Развитие двигательного и артикуляционного праксиса; Развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций; Формирование двигательных навыков. СТРУКТУРА или ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ (структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы) — Артикуляционная гимнастика -Чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков в соответствие с возрастом детей — Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики руки -Упражнения под музыку на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренинга -Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него -Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания -Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга -Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма -Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве -Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления -Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения -Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей. Интеграцию образовательных областей обеспечивает процесс связности и взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного Учреждения, обеспечивающих целостность познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития ребенка ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ -Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен. — Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. — Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ -Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. -Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки -Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения. - Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. -Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега -Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений -Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. -Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения). — Улучшение результатов диагностик развития речи. Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата ЛИТЕРАТУРА Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – СПб.: «Детство – пресс», 1999г. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005г. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб: «Музыкальная палитра», 2004г. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 2003г. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2010г Спасибо за внимание.
|