Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности |
Логопедия | |||
Автор: Татаева Е.А. Куртиякова О.В. | |||
16.03.2022 17:39 | |||
Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. При ежегодном логопедическом обследовании речи детей младших групп, нарушения речи обнаруживаются у 25-30 % детей. При комплектовании групп компенсирующей направленности, в них попадают дети с тяжёлыми нарушениями речи. А дети, имеющие незначительные нарушения речи с точки зрения ТПМПК, остаются без специализированной помощи в общеразвивающих группах. Специалисты ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды) сталкиваются с необходимостью помощи таким детям, а также их родителям, потому что несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления.
Эффективность работы по профилактике и коррекции речевых нарушений детей групп общеразвивающей направленности обеспечивается комплексным подходом, обеспечивающим единство действий педагогов различного профиля и семьи. Работа методической службы ДОУ: Организация речевой среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. Формы работы учителя-логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности:
Выстроенная система работы учителя-логопеда с воспитателями:
оказание помощи по повышению эффективности речевой среды. Еще одним направлением работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у детей из групп общеразвивающей направленности является индивидуальная работа. Если в результате диагностики было выявлено, что у ребенка есть дефекты в звукопроизношении, то логопед составляет индивидуальный план работы, проводятся индивидуальные занятия по постановке звука. Воспитателям группы даются задания по проведению артикуляционных упражнений, и упражнений по постепенной автоматизации звука в речи. Работа с родителями: Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Делая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.
Список используемой литературы:
|