Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Детям
Рукоделие
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Сервисы
|
Логопедия
|
Автор: Лопацкая Екатерина Сергеевна
|
02.03.2022 13:21 |
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука Ш в слогах.
Учитель-логопед Лопацкая Е.С.
Название: Логопедическое занятие. Автоматизации звука Ш в слогах.
Цель: Воспитание правильного произношения звука Ш.
Задачи:
- Развивать умение правильно и отчетливо произносить звук Ш, изолированно и в слогах.
- Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звук Ш от других звуков изолированно произнесенных, в слогах, словах, тексте.
- Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
- Воспитывать чувство самоконтроля, умения вслушиваться в свою речь и корректировать её.
Скачать конспект
№
|
Название этапа занятия/мероприятия,
Продолжительность (в минутах)
|
Деятельность педагога
|
Деятельность пациента/группы
|
1
|
Организационный момент
1 мин.
|
Говорит логопед и показывает игрушку: Здравствуй Артем, сегодня на занятие к нам пришла лягушка Квакуша, она хочет рассказать нам историю. Однажды она гуляла по болоту и нашла много мошек. Она решила рассказать об этом своим родственникам – лягушкам. И когда пришла, начала говорить «тли-тли-тли» её никто не понял. Тогда одна взрослая лягушка начала с ней заниматься: делать упражнения для язычка и так научила её выговаривать все звуки. Мы тоже с тобой Артем будем выполнять упражнения для язычка, чтобы научиться выговаривать красиво все звуки.
|
Сидит и слушает
|
2
|
Артикуляционная гимнастика
(5 мин.)
|
Что там с собой у лягушки в сундучке: карточки (логопед достает карточки с изображением названий артикуляционных упражнений и показывает по одной; объясняет положение органов артикуляции и показ упражнения)
Упр. «Иголочка»
Упр. «Лопата»
Упр. «Качели»
Упр. «Лошадка»
Упр. «Бублик»
Упр. «Чашечка»
Упр. «Фокус» для развития силы и направления воздушной струи.
|
Смотрит, выполняет артикуляционные упражнения
|
3
|
Пальчиковая гимнастика
(1 мин.)
|
Логопед: Артем, наступила осень, пора примерять перчатки.
Упр. «Примерь перчатки». Логопед помогает ребенку выполнить упражнение.
|
Встает со стула, подходит к другому столу, выполняет упражнение для рук.
|
4
|
Анализ артикуляции звука по плану. Изолированное произношение звука.
(2мин.)
|
Говорит логопед и показывает схему: Артем, давай посмотрим, что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук Ш. (губы округлены, слегка вытянуты вперед в виде рупора, зубы сближены, но остается маленькая щелочка между ними; язычок находится в положении чашечки, воздушная струя проходит по середине языка, теплая, голосовые связки не работают. Звук Ш – согласный, шипящий, всегда твердый.
Квакуша увидела шарик он полетел, зацепился за ветку и начал сдуваться: ш-ш-ш-ш. Давай покажем руками, какой шарик был большой и как начал сдуваться ш-ш-ш (показ руками)
|
Смотрит, слушает, повторяет движения за логопедом. Проговаривает: ш-ш-ш
|
5
|
Развитие фонематического слуха
(2 мин)
|
Логопед объясняет задание: Артем, мы сейчас поиграем, когда ты услышишь звук Ш, то поднимешь, правую руку: П Ш Л Ж Б Ю Т Ш Н Ы Ц Ш. Теперь будешь поднимать левую руку, когда услышишь звук Ш, а я буду произносить слоги (логопед прикрывает рот листком) : АШ ЗО ТИ МА НА ША ЖИ БИ ШИ. А теперь, когда услышишь слово со звуком Ш, хлопни один раз в ладоши: шорох, горох, жара, пора, душа, каша, тина, Нина, Наташа.
А теперь послушай как я красиво произношу звук Ш:
Мышонку шепчет мышь:
- Ты все шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише!
|
Слушает, поднимает правую руку на звук Ш.
Поднимает левую руку по заданию.
Хлопает в ладоши по заданию.
Слушает.
|
6
|
Закрепления произношения в слогах (словах)
(6 мин)
|
Говорит логопед: Артем, давай пошепчем как мышонок ш-ш-ш. Квакуша приглашает нас поиграть со звуком Ш. Звуки решили покататься с горки. Звук Ш будет скатываться с горки, а гласный звук А, будет его встречать Ш-А, повторим, затем гласный звук О будет встречать звук Ш; Ш-О, а теперь гласные звуки покатаем с горки А-Ш, О-Ш, У-Ш.
А теперь я предлагаю еще поиграть с этими звуками, им понравилось вместе играть, они хотят дружить вместе, сейчас сначала я одна буду проговаривать, затем мы вместе:
ША – ША – ША – хороша у нас лапша;
ШУ – ШУ – ШУ – очень я люблю лапшу;
ШИ – ШИ- ШИ – я не ел вкусней лапши.
|
Произносит: ш-ш-ш.
Произносит Ш-А, скатывает саночки с горки: Ш-О, Ш-У, А-Ш, О-Ш, У-Ш.
Проговаривает вместе с логопедом:
ША – ША – ША – хороша у нас лапша;
ШУ – ШУ – ШУ – очень я люблю лапшу;
ШИ – ШИ- ШИ – я не ел вкусней лапши.
|
7
|
Связь звука с буквой
(1 мин)
|
Логопед говорит: Артем, звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем. Предлагаю выложить букву Ш на столе из счетных палочек
|
Выкладывает букву Ш на столе из счетных палочек
|
8
|
Звукослоговой анализ слова. Составление схемы слова.
(5 мин)
|
Логопед говорит: Квакуша приготовила для нас картинку, на ней изображен домик. Мы будем составлять схему слова ДОМ. Звуки у нас бывают гласные (показ схемы), когда мы их говорим, нет преграды во рту, и их можно петь, например А-А-А … Они обозначаются красным цветом. И согласные, когда мы их говорим, во рту образуется преграда: П, Б, Ш – то губы, то зубы все время препятствуют. Согласные звуки бывают твердые как орех и мягкие как вата. Твердые обозначаются синим цветом, мягкие зеленым. Теперь определим какой первый звук в слове Д-Д-Дом?
Он гласный или согласный?
Согласный твердый или мягкий?
Какой фишкой обозначаем?
Какой второй звук в слове д –О-О-О-м, назови этот звук.
Этот звук гласный или согласный?
Последний звук в слове до-М-М-М?
Какой, назови его?
Он гласный или согласный?
Согласный твердый или мягкий?
Если он мягкий то тогда мы должны говорить – домь.
Какой он?
Смотрим что у нас получилось? ДОМ; сколько звуков в слове ДОМ?
Назови первый? (второй, третий)
Это слово короткое, делить на слоги мы его не будем, и ставить ударение тоже не будем.
|
Слушает,
повторяет:
- красным
- синим
- зеленым
дом
- Звук д.
- согласный
- твердый
- синей (выкладывает фишку на стол)
О
-Гласный (берет красную фишку)
- М
Согласный
(Показывает на зеленую фишку)
- Мь
Твердый (выкладывает синюю фишку).
-Три звука.
Д О М
|
9
|
Итог занятия
(2мин)
|
Логопед спрашивает:
- С каким звуком мы сегодня играли?
- В каком положении находится язычок, когда мы произносим звук Ш? (показ схемы)
Давай вспомним как сдувался наш шарик: Ш-Ш-Ш
Квакуша на прощанье приготовила нам картинки: кошка, мышка, вишня, подушки. Попробуем их красиво произнести. Квакуша с нами прощается.
|
Отвечает:
- Ш
- Чашечка
- Ш-Ш-Ш
- коШка, мыШка, виШня, подуШки
|
10
|
Оценка
|
Логопед говорит:
- Артем, ты сегодня старался и у тебя хорошо и красиво получалось говорить звук Ш. Ты молодец.
|
|
|
|
|