Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игры на развитие фонематического слуха»
Логопедия
Автор: Коломина Татьяна Александровна   
02.03.2022 06:01

«Игры на развитие фонематического слуха»«Игры на развитие фонематического слуха»

Советы логопеда

Для того, чтобы ребенок научился правильно читать и, самое главное, грамотно писать в школе, в детском саду надо научить ребенка воспринимать и различать звуки речи, вслушиваться в слова, определять наличие и место определенного звука в слове. Многие ошибки в письменной речи можно предупредить у дошкольника, который не умеет читать и писать.

Мы предлагаем игры на развитие фонематического восприятия и слуха, которые помогут Вам помочь своему ребенку.

  • Игра 1 «Угадай, что звучит»:

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Скачать конспект

 

  • Игра 2 «Угадай, что звучит»:

Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка…), при простукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый называет звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Игра проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

  • Игра 3 «Внимательные ушки»:

Перед ребенком выставляются знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зрительной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных затруднениях звучание повторяется со зрительной опорой.

  • Игра «Слышим звон и знаем, где он».

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

  • Игра 1 «Узнай, кто позвал»:

Игра направлена на различение по тембру максимально сокращенного звукокомлекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра проводится в группе) или кто из родных (если игра проводится дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

  • Игра 2 «Узнай, кто позвал»:

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?»

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

  • Игра 3 «Внимательные ушки»:

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает и т.п.

  • Игра 4 «Спой»:

Игра направлена на изменение звукокмплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении с ледующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

  • Игра 1:

Ребенку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:

ПЕНЬ-ДЕНЬ ТОПОТ-КУБИК МАЙКА-БАЙКА ФАНТИК-БАНТИК

ЛИФТ-БАНАН ТАНЯ-ВАНЯ МОНЕТА-НОТА КАБИНА-ФОНТАН

  • Игра 2:

Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить – одинаковые он слышит имена или разные:

ЛЮБА-ЛЮДА ТОЛЯ-ТОЛЯ КОЛЯ-ТОЛЯ ДИМА-ДИНА САША-САША

МИША-МАША СОНЯ-САНЯ ДИНА-ИННА ВИТЯ-ВИТЯ ВИТЯ-МИТЯ

  • Игра «Повтори за мной»:

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА-ТА-ТА ТА-ТА-ТА ТА-ТА-ТА; КА-КА-КА КА-КА-КА КА-КА-КА

Аналогичная работа проводится со слоговыми рядами: НА-НА-НА; ФА-ФА-ФА;

ВА-ВА-ВА; МА-МА-МА; БА-БА-БА; ГА-ГА-ГА.

  • Игра «Внимательные ушки»:

А) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками: ТА-ТО-ТУ; ТЫ-ТА-ТО; МЫ-МА-МУ; ВА-ВО-ВУ; БО-БУ-БЫ и т.п.

Б) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: ТА-КА-ПА; КА-НА-ПА;

ВА-МА-НА; БА-ДА-ГА…

  • Игра «Спортсмены»:

Взрослый предлагает ребенку заняться спортом. Приседать только если услышит определенный звук, например звук У. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок приседает каждый раз, услышав звук У (песенку парохода):

А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы.

На другой звук можно попросить ребенка подпрыгнуть, топнуть, хлопнуть, делать наклоны, шагать и т. д.

  • Игра «Услышишь – хлопни»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.

МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН

  • Игра «Внимательные ушки»:

Предложите ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава ком-ком-кот-ком

билет-балет-билет-билет дудка- будка-будка-будка

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

  • Игра «Футбол»:

Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.

УСПЕХОВ ВАМ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год