Методические рекомендации к проведению родительских консультаций «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР» |
Логопедия | |||
Автор: Иванова Юлия Николаевна | |||
21.02.2022 11:11 | |||
Методические рекомендации к проведению родительских консультаций «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР» Учитель-логопед МАДОУ №48: Иванова Ю.Н. Проблема развития речи детей с ОНР становится все более актуальной в современной логопедии. Большое количество детей дошкольного возраста имеют общее недоразвитие речи, где нарушаются все ее компоненты. Нарушение развития лексического строя речи у детей свидетельствует не только о наличии количественного и качественного отставания словарного запаса от нормы, но в первую очередь о невозможности ребенка полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Для овладения ребенком подлинным словом необходимо, чтобы оно не просто было выучено им, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям, включалось в его жизнь и деятельность. Для наиболее эффективной работы по устранению ОНР у дошкольников учитель-логопед должен не только верно и грамотно выстроить коррекционную работу, но и создать все условия для внедрения и активного участия родителей в этом образовательном процессе.
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей к проведению родительских консультаций на тему: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР». Первый раздел пособия поможет педагогу грамотно выстроить беседу с родителями, поможет создать благоприятную и доброжелательную обстановку, избегая конфликтных ситуаций, так как информирование родителей — деликатный и сложный этап всего коррекционного процесса. Родители — это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Во втором разделе данного пособия подобран методический материал для предоставления информации родителям по формированию лексики ребенка. Поэтому педагогу необходимо только ознакомиться с данной литературой и грамотно преподнести ее родителям. Здесь родителем знакомят с речевым развитием детей старшего дошкольного возраста, описываются способы и приемы работы над словарным запасом ребенка. Материал подобран на доступном языке для родителей, предложены методы работы, которые не будут требовать больших усилий в подготовке к их использованию. Для того, чтобы родителям было легче заниматься с детьми по данной проблеме, мы подготовили ряд упражнений и конкретных игр, помогающие овладеть детьми лексикой в домашних условиях. Данные игры предложены в третьем разделе. 1. Методические рекомендации к проведению родительских консультаций Информирование родителей — деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка. Родители — это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Они могут способствовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней. Часть родителей считает, что их роль ограничивается тем, что они обеспечили достаточное с их точки зрения обучение ребенку и далее самоустраняются из его жизни, занимаясь карьерой или пьянством (в зависимости от потребностей). Поэтому при информировании родителей необходимо учитывать следующее:
У разных родителей — различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности». Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами и отдыхом ради организации помощи собственным детям. Далеко не все способны организовать регулярные занятия или следить за качеством речи своего ребенка регулярно, на протяжении длительного времени. Необходимо учитывать и особенности взаимоотношений «родитель — дитя», не пытаясь перенести на них напрямую отношения «педагог — ученик». Это непродуктивный подход.
Особые требования: Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования. Поэтому разговаривать с мамой-педагогом и мамой-бухгалтером надо на разных языках, с использованием различных примеров, терминов. Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Ни в коем случае нельзя строить свою беседу только на выделении недостатков ребенка. Это, как правило, вызывает агрессию родителей по отношению к специалисту. В более редких случаях это усиливает чувство отторжения ребенка: «Я же говорила, что он дурак», — в раздражении бросает реплику мать и уходит с консультации, окончательно разочаровавшись в собственном ребенке. Это грубейший промах специалиста-дефектолога. В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей. В процессе беседы мы должны искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски от-вета на вопрос «Кто виноват?». Родители не имеют педагогической и психологической подготовки, поэтому им трудно удержать в памяти все ваши рекомендации. В процессе консультирования попросите родителей записывать самые важные моменты, например, пусть они запишут логопедическое заключение, если оно не выдается им на руки. Если вы подготовили соответствующую бумагу, попросите их внимательно прочитать ее и задать любые вопросы. Настаивайте на том, чтобы они прерывали вас, если им что-то непонятно или что-то требуется уточнить. В процессе информирования вы должны сообщить всю информацию, которая получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке. Но делать это надо деликатно, щадя родительские чувства, доброжелательно. Вы можете сообщить им о ваших предположениях, рекомендовав им провести дополнительное обследование. Вы даже можете посоветовать обратиться к другому логопеду. Необходимо отметить, что такая готовность специалиста к коллегиальному обсуждению своего мнения, укрепляет к нему доверие со стороны родителей. Квалификация недостатков речи ребенка требует от специалиста обращения к конкретным примерам, которые родители могли наблюдать в процессе обследования. Поэтому логопед может обращаться к памяти родителей: «У вашего ребенка.... Помните, он нам ответил...». Такая аргументация положительно сказывается на приятии родителями дефектов речи своего ребенка. Без наглядных примеров они часто пожимают плечами и не понимают те мудреные слова, которые говорит логопед. «Аграмматизм», «дизартрия», «тонус» звучат для непосвященных страшнее «холеры». Многолетний опыт работы с родителями убеждает, что редкий родитель после логопедического обследования ребенка может внятно рассказать, какие дефекты речи были обнаружены у его ребенка предыдущим специалистом раньше. Для сравнения: медицинские диагнозы, связанные с соматическим здоровьем своего ребенка, многие родители знают несравненно лучше. Попросите родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время. Проследите, чтобы эти записи делались не на случайных клочках бумаги, а в тетради или на большом листе бумаги. Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях. Однако, если вы не убедите родителей в своей правоте, ваша рекомендация о направлении ребенка в образовательное учреждение повис-нет в воздухе, поскольку родители вправе проигнорировать ваши слова и поступить так, как они считают нужным. В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки. Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп. Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в октябре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание. Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются. На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей. Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требо-ваниями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий. Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом. 2. Беседа с родителями Старший дошкольный возраст. Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 — 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется крут интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. Дети 5 — 7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением — горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество — в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( «самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребенок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребенка составляют имена существительные — около 42% и глаголы — 43%. При-лагательные и наречия соответственно занимают около 7% и 6%; служебные слова — около 2%. В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный — слабый, быстрый — медленный, стоять — бежать), со сходным значением (веселый — радостный, прыгать — скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Б подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. В старшем возрасте продолжаются занятая ко обогащению словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение). Развитию словарного запаса способствуют:
Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведческий словарь. 3. Рассматривание предметов и живых объектов. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Упот-ребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, жует, принюхивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, дается их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц — скачет, бежит, мчится, несется; лошадь — бежит, скачет) лиса — бежит, крадется, гонится. Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действии: курица торопливо клюет зерна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными. В старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова. 4. Занятия по сравнению предметов. Их цель — формирование умения наибо-лее точно подбирать слова для характеристики предметов. ◦ Нахождение общих признаков ◦ Деление на части ◦ нахождение отличительных признаков 5. Занятия по формированию родовых понятий. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изоб-ражающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упраж-нения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми понятиями. Далее идет их дифференциация: одежда —летняя, зимняя, демисезонная; птицы — зимующие, перелетные; транспорт — воздушный, водный, наземный, подземный. Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов. Занятия с игрушками в старшем дошкольном возрасте занимают меньшее место. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся беседы об игрушках, в процессе которых их сравнивают по различию и сходству. Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях. Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «Елочка в снежной шубке снеговой»; «Дымок стелется над поездом белым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яблонька, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы). Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания. Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на:
а) различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт — железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины — сельскохозяйственные, бытовые, военные; б) исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье -- «Какие предметы (слова) лишние?»); в) подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?); г) подведение слов видового значения под родовое название (туфли, сапоги, сандалии —....; берет, панама, шляпа —...); д) обобщение через противопоставление (ласточка —птица, а бабочка? платье — одежда, а туфли?); е) составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия. Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова). 6. Развитие обобщающих понятий. 7. Объяснение значений слов. Это возможно уже не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов: а) объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью; б) сопоставление слова с другими словами — надевать —что?; одевать — кого?; в) составление словосочетаний и предложений с объясняемы м словом; г) пояснение слова другим словом, близким по значению: мужественный — храбрый; д) подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): неряха — чистый, опрятный, аккуратный; е) объяснение значения слова через его определение: герой — человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк — березовый лес; ж) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.
а) подбор антонима к заданному слову: тихо —..., трудно —...; б) отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»; в) договаривание предложения с антонимами: Летом жарко, а зимой... (холодно, студено, морозно); Все люди радовались весне, а Снегурочка... (грустила, печалилась); г) составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (умный — глупый, весело —скучно).
а) подбор синонимов к изолированному слову; б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду. Кроме того, целесообразно также использовать следующие приемы: в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы); «Бежит маленький ручей» (струится, журчит, льется); г) составление предложений со словами синонимического ряда; д) составление рассказа со словами синонимического ряда.
а) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Ослик черный, беломордый, ослик — ушки на макушке», «Потянуло солнышко спящее зерно за ушко на солнышко — и взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожками...»; «Я — капелька лета на тоненькой ножке» — в стихотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его увидит, всяк ему поклонится»; б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — колючая, остроконечная (палка); в) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый — сладкий (сахар), острая — тупая (иголка) и др. Эффективными приемами являются также: г) составление предложений с многозначными словами; д) рисование на тему многозначного слова; е) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях — сказках, стихах, рассказах; ж) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова. Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа «Кто больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Они также описаны в ряде сборников дидактических игр. 8. Освоение оценочной лексики. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.). Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе — имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения. 9. Работа с загадками. Отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок. Я маленькая птичка, зовут меня... (синичка). Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют... (вода). Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в окон-це, и зовут тебя все... (солнце). Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные... (коньки). 10. Составление рассказов детьми. Является важнейшим методом словарной работы. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.
|