Развитие пространственных представлений у детей — логопатов |
Логопедия | |||
Автор: Шамова Татьяна Викторовна | |||
20.07.2015 15:53 | |||
Развитие пространственных представлений у детей — логопатов Шамова Татьяна Викторовна учитель – логопед 2 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Теремок» с. Белый Яр, республика Хакасия Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами; их неустойчивость; отмечается разрыв между наглядными и словесными компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов; прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико – пространственных нарушений. Несформированность пространственных представлений ведет к школьной неуспеваемости, к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях — на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций. Существует зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, со всей познавательной деятельностью в целом. Несфомированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, что ведет к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета. Несформированность влияет на: целостное восприятие объекта, буквы, цифры; Зрительно – пространственный анализ (определение количества элементов и их расположение относительно друг друга); Ориентировку на листе бумаги при выполнении графических заданий; Ориентировку в последовательности выкладывания и написания элементов; Осуществление зрительного, слухового и кинестетического контроля. Пространственное восприятие является одной из базовых функций. А при любой форме дезонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса. Так у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с дизартрией не сформировано адекватное восприятие расположения предметов в пространстве, нарушен процесс отражения пространственного положения предметов, не сформированы соотнесение с образцом и копирование. Для формирования пространственных представлений и понятий у дошкольников с речевыми нарушениями большое значение имеет коррекционно-развивающая среда, предполагающая комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности: на логопедических занятиях (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.); вне занятий (игра, прогулка, массаж, режимные моменты:. умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.); в других видах деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия); в совместной с родителями деятельности. Такая среда позволяет корректировать и закреплять умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующей терминологии. При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления падежно-предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. В падежных формах имени существительного отражается понимание связей между предметами, действиями и качествами в мире материальной действительности. Падежные формы употребляются часто в сочетании с различными предлогами. Сочетание с тем или иным предлогом расширяет и обогащает круг значений падежных форм разнообразными смысловыми оттенками. Результаты исследований детской речи показывают, что по мере усвоения грамматического строя языка в дошкольном возрасте в речи ребенка появляется значительное число разнообразных предлогов в сочетании с разными косвенными падежами. По данным А.Н. Гвоздёва в шестилетнем возрасте при нормальном развитии ребенок использует 21 предлог. В речи ребенка встречаются обозначения таких отношений: пространственных, временных, образа действия, цели, совместности действия, принадлежности. Но при всём разнообразии обозначаемых отношений преобладающие по численности место занимает предлоги, обозначающие пространственные отношения. В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предметно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. При определении этапов данной работы учитывается усвоение в онтогенезе. Исходя из этого работа начинается с предлогов, имеющих выраженное конкретное значение: в, на, под. Затем отрабатываются предлоги – за, к, от, по, с, около, над, через и др. При этом уточняется и дифференцируется различные значения одного и того же предлога. У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол. Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия, поэтому полезно использовать игровые упражнения на различение пространственных характеристик. Детям предлагается взять левой рукой предмет и положить его, например, на верхнюю полку. В дальнейшем, выполняются задания типа «поймай бабочку (муху, жука)» в верхнем правом углу листа, в верхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом (рисунки предварительно закрываются листом бумаги). Затем дети «отыскивают» Буратино, Чебурашку и других сказочных героев, ориентируясь на словесную характеристику: вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа. Между первым и вторым словом делается значительная пауза. Так как дети с общем недоразвитием речи редко могут объяснять свои действия, не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, направление движение карандашом, эффективным приемом на логопедических занятиях является отражение в устном отчете ребенка, его практических действий. Подводя итог, можно сказать, что на основе специально организованных коррекционно-развивающих занятий можно значительно улучшить восприятие и воспроизведение различных свойств пространства. В результате чего удаётся избежать многих специфических трудностей связанных с обучением письменной речи у детей с общим недоразвитием речи. Ориентирование в схеме собственного тела На этом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Уточнение и развитие соматопространственного восприятия проводим по отношению к лицу, телу в целом и руке. Это является основой всего пространственного ориентирования, так как вначале ориентировка в пространстве, осуществляется на себе и от себя. (Игры для закрепления схемы тела: «Ухо — нос», «Аист»,, «Определи карман на блузке, джинсах», «Определи след ноги» и др.). С удовольствием дети выполняют практические задания в рабочих тетрадях: обводят свои ладошки, затем рисуют на правой руке кольцо, метку, а на левой часы, сердечко. «Ухо – нос» Раз – налево, два – направо, Взгляд направим ближе, дальше, Аист, аист длинноногий, Снова — правою ногой, А можно и веселый танец буги-вуги станцевать: Ручку правую вперед, Мы танцуем буги-вуги ушко левое вперед, Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения. Обучение ориентировки в окружающем пространстве «Заводная кукла» Цели: развивать пространственные представления, координацию движений, научить внимательно слушать и выполнять команды взрослого. Ход игры: Логопед предлагает детям представить, что они заводные куклы, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. «Куклы, сделайте два шага вперед, поворот направо; руки за спину, один шаг назад; поворот налево, три шага вперед; руку правую вверх, левую к плечу. «Не зевай» Это – правая рука. Повернулись мы – и вот Неужели стала левой Обучение восприятию пространственных отношений между предметами «Новоселье» Цели: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу. Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа. Обучение ориентировке на плоскости. «Помоги мышонку» Цели: учить ориентироваться на листе бумаги – называть, какой предмет в какой угол положил, находить верхнюю и нижнюю, правую и левую части, середину и углы листа. Ход игры: логопед предлагает детям спрятать мышонка от кошки, выбрав свободный домик; различные расположения кошек на листе бумаги, спрятанных за накладными домиками, лишь за одним из домиков нет кошки. Дети: «Я поселю мышонка в домик в правом верхнем углу». Каждый раз называют новое местоположение домика. Спасибо за внимание!
|