Формирование словаря у детей дошкольного возраста |
Логопедия | |||
Автор: Морозова Мария Сергеевна | |||
30.01.2022 13:34 | |||
Формирование словаря у детей дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Морозова М.С. «Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов». А.Н. Леонтьев Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Количественное и качественное формирование словаря в норме К году 10-12 слов. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами; к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов; к трём годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса; к 4 годам количество слов доходит до 1900; в 5 лет – до 2000 – 2500 слов; а в 6-7 лет – до 3500 – 4000 слов. Формирование словаряПроводится по следующим направлениям: расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.); уточнение значений слов; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного в активный словарь; семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование). Этапы работы по развитию словаря: обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова. Методические приёмы делятся на три основные группы:
Словарная работа в разных видах деятельности 1. Бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводит к тому, что ребёнок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках. 2. Трудовая деятельность Словарь детей пополняется за счёт орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов её выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчёты о выполненной работе. 3. Игровая деятельность Большая роль в активизации словаря принадлежит игре: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. В этих играх активизируется бытовой словарь, профессиональная лексика, слова обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы. 4. Творческая художественная деятельность детей Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребёнка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря. 5. Образовательная деятельность Словарная работа в образовательной деятельности проводится по всем разделам программы. Например: по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; по физической культуре уточняют и закрепляют глаголы движения и т.д.. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребёнка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|