Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Осень к нам пришла» |
Логопедия | |||
Автор: Дурнева Людмила Альфредовна | |||
29.01.2022 17:05 | |||
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Осень к нам пришла» Цель: развивать навыки связной речи.
Оборудование: конверт, картинки с осенними приметами, магнитная доска, контурные рисунки осенних листьев, по два карандаша на ребенка, мяч. Ход ООД: 1. Приветствие.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа, слева и мне. «Доброе утро» Дети стоят в кругу. Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! Логопед. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно. Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так, Как ковер ложатся! Что за желтый снегопад? Это просто... (Листопад) Вот он деревце качает, И разбойником свистит, Вот последний лист срывает, И кружит его, кружит. (Ветер) По небу ходила, Солнышко закрыла, Только солнце спряталось, И она расплакалась. (Туча) Крупно, дробно зачастил, И всю землю намочил. (Дождь) Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует — оно задрожит. (Лужа) Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора. Громко ветер завывает, Когда это бывает? (Осенью) Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать? Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень. Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Дети. Мы будем говорить об осени. 2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. Логопед. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). Игра «Приметы осени» Логопед. А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени». Логопед. У меня в конверте лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и скажите, какая примета осени изображена на ней. Дети достают из конверта картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку к магнитной доске. Картинка – «СОЛНЦЕ» Дети. Осенью солнышко все реже выглядывает из-за туч и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее. Мимическая разминка. Покажите какое у вас настроение в солнечный осенний день, в хмурый осенний день. Картинка – «ДОЖДЬ» Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Массаж спины “Дождь”. Логопед: давайте поиграем с дождиком, встаем в круг (Дети встают в круг друг за другом “паровозиком”). Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам. -Хлопки ладонями по спине Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек. -Поколачивание кулачками Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. -Постукивание пальчиками Только мой братишка в луже -Поглаживание спины ладошками Ловит рыбу нам на ужин. Картинка – «ВЕТЕР» Дует сильный, холодный ветер. Дети выполняют упражнение «Ветер и ветерок» — Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки. - Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. - Подул холодный ветер: с- с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. - Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. - Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Картинка – «ЛИСТОПАД» Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. Дыхательное упражнение “Листопад”. Логопед: — Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки. Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом. Картинка – «Урожай». С полей и огородов убирают урожай. Логопед: — Давайте, покажем, как люди собирают урожай. Физминутка «Собираем урожай» В огород сейчас пойдем Овощей там наберем (дети шагают на месте) Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши) Что мы будем собирать? Картошку, морковку (загибают пальцы) Репу и свёклу Помидоры, огурец, И капусту, наконец! В огороде мы старались — Низко к грядке нагибались (наклоняются) Весь собрали урожай (выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны). Вот он, видишь? Получай! (показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук) Картинка – «Животные готовятся к зиме» Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени. Логопед: Давайте поиграем с пальчиками и повторим приметы осени. «Осень, осень» (пальчиковая гимнастика) Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди Осень, осень, трем ладошки друг о друга Погляди! ладони на щеки Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем. топаем ногами Знаем месяцы: ладони стучат по коленям Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь Игра «Какая погода?» Логопед: Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?». Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая? Дети. Погода дождливая. Логопед. Если светит солнце. Дети. Погода солнечная. Логопед. Если на улице холодно. Дети. Погода холодная. Логопед. Если дует ветер. Дети. Погода ветреная. Работа по картинке – нарисуй двумя руками сразу «Что ты видишь?». Логопед: Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья пунктирными линиями. Дети обводят картинки двумя руками одновременно. 1-й ребенок. Я вижу кленовый лист. (березовый, дубовый, рябиновый и т.д.) Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились. Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Скажи наоборот». Дети выходят на коврик и встают в круг. Логопед: Бросает мяч и называет слова, а дети подбирают к ним антонимы. Холодно — … (тепло). Мрачно — … (ясно). Утро — … (вечер). Мокро — … (сухо). Весело- … (грустно). Расцветает — … (увядает). Высоко — (низко) Далеко — (около) Логопед: Поиграли, молодцы. Работа по составлению рассказа с опорой на картинки — схемы. Логопед: А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, опираясь на схему – подсказку. Дети составляют рассказ с помощью логопеда. Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Логопед: Молодцы, вы справились с заданием. Итог занятия. Логопед: Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали? Вы хорошо работали. Спасибо за работу. «Встретимся опять» Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять! ”.
|