Биоэнергопластика — как нетрадиционный метод здоровьесберегающей технологии |
Логопедия | |||
Автор: Шуткина Наталья Олеговна | |||
02.02.2022 15:00 | |||
Биоэнергопластика — как нетрадиционный метод здоровьесберегающей технологии Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В.А. Сухомлинский Как помочь ребенку заговорить правильно, как превратить занятие в игру, чтобы ребенку было интересно? На данный момент важной проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. И поэтому для нас, логопедов, всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. Для достижения наилучших результатов и чтобы занятия становились занимательными и увлекательными, применяют такой метод как биоэнергопластика. Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Цель биоэнергопластики:
Очень часто дети, выполняя артикуляционную гимнастику, "съезжают" с правильных артикуляционных укладов, выполняют неправильно, либо просто не понимают куда поставить язычок. На помощь приходит РУКА! Самое интересное, что часто по положению руки можно увидеть, насколько точно выполняет ребёнок артикуляционное упражнение. Кистью руки мы имитируем положение языка при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребёнок лучше осознает правильный уклад, и соответственно лучше выполняет упражнение. Начинать следует с подключения ведущей руки у ребёнка, затем можно подключать вторую. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы. Применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Существенно ускоряется исправление неправильно произносимых звуков у детей, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка, поэтому данный метод хорошо подходит детям со сниженными или нарушенными кинестетическими ощущениями. Работы с применением бионергопластики выключает в себя несколько этапов: Подготовительный этап Дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартнойметодике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Затем ребенок выполняет упражнение перед зеркалом, а педагог сопровождает упражнения показом кисти ведущей руки. Рука ребенка в работу не включается. Основной этап Ребенок выполняет артикуляционные упражнения с подключением своей ведущей руки. Педагог выполняет упражнение также с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Затем к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребенка. Педагог так же сопровождает выполнение артикуляционных упражнений движениями рук. Заключительный этап Ребенок полностью осваивает упражнения и может выполнять их самостоятельно без зрительного контроля. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания. ⠀А также сформированной пространственной ориентировки и точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Важно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными, раскрепощенными, соблюдалась синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Таким образом, биоэнергопластика способствует:
Шуткина Наталья Олеговна Учитель-логопед, МАДОУ «ДС ОВ № 22», г. Усинск, Республика Коми
|