Нейропедагогические приёмы, оптимизирующие коррекцию речи детей в работе логопеда. |
Логопедия | |||
Автор: Самсоненко Антонина Евгеньевна | |||
13.12.2021 15:33 | |||
Нейропедагогические приёмы, оптимизирующие коррекцию речи детей в работе логопеда. Автор: учитель-логопед Самсоненко А.Е. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Пчелка» городской округ Щёлково Нейропедагогические приемы представляют собой совокупность педагогический и нейропсихологических приёмов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Они приобретают все большую популярность. Успешно применяются и для диагностики, и для коррекции проблем в развитии речи. Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) Именно исследования этих ученых легли в основу существующего сейчас нейропсихологического подхода, который активно применяется и в логопедии. Основной задачей нейропсихологической коррекции является развитие высших психических функций, активация подкорковых образований мозга, обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические, в том числе и речевые функции, стабилизация межполушарного взаимодействия, обеспечение приемов и дифференциации информации (речевой, тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой, обеспечение регуляции, программирования и контроля психической, в том числе, речевой деятельности (Симерницкая Э.Г., Ахутина Т.В., Цветкова Л.С., Манелис Н.Г., Корсакова Н.К., Семенович А.В., Цыганок А.А., Пылаева Н.М.)
Нейропедагогические приёмы продуктивны и в работе с детьми с ТНР, т.к. картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается только речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций, задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенную возбудимость или истощаемость По мнению целого ряда исследователей (Э. Г. Симерницкая, А. В. Семенович, Б. А. Архипова), развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, обоснованной в учении А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга. Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга: I Энергетический блок — фундамент дома Преимущественно ответствен за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха). Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС. Формируется от внутриутробного периода до 3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%. Метафорический «девиз» этого уровня: «я хочу» Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:
II Блок получения, переработки и хранения информации – стены дома. Отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. Формируется от 1-3 лет до 7-8 лет, Девиз этого уровня: «Я могу» Особенностью этого блока является шестислойное строение коры:
Признаки нарушений в развитии 2 блока мозга:
III Блок- программирования, регуляции и контроля – крыша дома. Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 21года. Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур – это накопление правил и алгоритмов. Количественное накопление системы правил – это и есть формирование программирования и контроля. Девиз – «я должен» Признаки нарушений в развитии 3 блока мозга:
Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. С многими из этих проблем я столкнулась в своей работе: низкая работоспособность, быстрая утомляемость, длительные сроки автоматизации, «кабинетная речь», нарушение памяти и внимания. Группа состояла из 27 мальчиков и только 4 девочек, которых было очень сложно усадить и заинтересовать. Учитывая гендерные и возрастные особенности, а также выше перечисленные трудности, я начала применять в своей практике нейропедагогические приёмы. Программа «Мозжечковая стимуляция» Автор программы «Мозжечковая стимуляции» доктор Фрэнк Бельгау. Это программа тренировки мозга разработана для укрепления самых базовых мозговых процессов и обеспечении высокого уровня навыков обучения. Она является прямым и инновационным результатом наблюдений, исследований, взаимодействий и уточнений за последние 30 лет. Бельгау доказал, что физическая активность на балансировочной доске и использованием других тренажеров развивает и повышает образовательные и физические способности, так как во время выполнения упражнений происходит интеграция слуховых, зрительных, тактильных, двигательных систем и систем баланса. Программа очень проста и доступна в использовании. Мозжечок также имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, эффективных нейронных сетей, благодаря которым любая информация быстрее воспринимается и передаётся. Он принимает участие в формировании и автоматизации двигательных навыков, в том числе произносительной стороны речи, письма, слежения глазами за текстом и чтения вслух. Это и стало основой методики мозжечковой стимуляции, которая позволяет развивать эти функции. !!! Противопоказания применения данной программы для детей с различными формами эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга.
Она размечена девятью секторами. Каждый сектор обозначен фигурой (круг, квадрат, треугольник, цифрами от 1 до 9 в различном порядке и цветом (желтый, зелёный, красный). Использовать ее можно, как на балансире так и без него. Начинать работу необходимо без балансира. Работают с ней мешочками или мячами. Бросая, ловя мяч-попрыгунчик ребёнок стимулирует развитие мозговых процессов. Упражнения улучшают концентрацию внимания, проприоцептивный контроль. Ритмичные движения с мячами помогают детям быть более сосредоточенными и усидчивыми. Мешочки могут быть разного цвета, разной величины, с разным наполнителем. Их можно изготовить собственными руками. Мячи также можно использовать различные начинать с обычного мяча, КИНЕЗИО мячи, теннисные или попрыгунчики (это уже сложный уровень). Варианты работы: Автоматизация звуков: отбивай и называй картинку, чётко проговаривая автоматизируемый звук Найди и назови предметы в верхнем ряду, нижнем ряду, среднем ряду. Найди и назови предметы в первом, во втором, третьем столбике Найди и назови предмет, который изображен справа от, например, кошки…, слева от…, между…, около, под и тд Работа над грамматически строем речи: ребёнок бросает кубик с заданиями, выбирает игру «Жадина» (Жадина говорит всё моё: чья шуба? Что ответит Жадина: МОЯ шуба, чья шишка? МОЯ шишка), «Великан и гномики» (я Великан у меня все предметы большие, а ты гномик, у тебя всё маленькое. У меня у великана большая шуба, а у тебя у гномика маленькая ШУБКА и тд), «один-много» (я буду называть 1 предмет, а ты много), «Посчитай». При этом отбивать называемую картинку мячом или бросать в нее мешочек. Можно отрабатывать также на материале лексической темы. 2. Биоэнергопластика-совместное, синхронное, одновременное движение рук и органов артикуляции. Автоматизация звука в слогах. По методике Е.Ф. Архиповой (картинки-символы из методики Т.А. Ткаченко). Сначала берем для работы картинки-символы, со старшими детьми можно брать буквы. На одной руке крепятся картинки-символы с гласными звуками, на другой согласный, автоматизируемый звук. Одновременно проговаривается слог и поднимаются соответствующие пальчики. Варианты работы тоже разнообразны. Можно начинать с 1 руки, прикреплять только автоматизируемый согласный звук с картинкой-символом на каждый пальчик, далее только согласный на обе руки и только потом переходить к согласному + гласный (открытый и закрытый слог). Движение пальцев рук на тренажёре подкрепляют моторные образы звуков, что способствует их лучшему запоминанию, воспроизведению и автоматизации звука. Также в своей работе активно использую артикуляционная гимнастика, которая в игровой форме сочетаются с одновременным разнотипным движением рук. (Методика О.К. Крупенчук, С.В. Коноваленко) Такие упражнения направлены на улучшение и развитие связей между полушариями головного мозга. При этом улучшается речь, память, внимание, снижается утомляемость, повышается самоконтроль и активизируются познавательные процессы. 3. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. На логопедических занятиях регулярно использую кинезиологические упражнения при автоматизации звуков. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы. Проговаривание слов или слогов сопровождаются определенным кинезиологическим упражнением. Начинаем в медленном темпе, а потом в быстром, ускоренном. При этом напоминаем ребёнку, что не забываем следить за правильностью произношения. Вывод:
Литература
|