Статья «Логопедическая ритмика в ДОУ» |
Логопедия | |||
Автор: Есипова Мария Александровна, Земскова Лариса Вячеславовна | |||
22.11.2021 14:56 | |||
Статья «Логопедическая ритмика в ДОУ»
Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Логоритмика (сокращенно от "логопедическая ритмика") — это раздел педагогики: наука о способах гуманной корректировки и устранения дефектов речи, письма, чтения, координации движения, в целом позитивного развития ребенка, его социальной реабилитации посредством применения системы методик специальных физкультурных, речевых, письменных, музыкальных и хореографических упражнений. Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет "отвлекает" его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной — при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной — в связи, с практическим выполнением заданий; произвольной — без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем, на этой основе, — ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Основные положения этой теории легли в основу музыкально ритмического воспитания детей в нашей стране. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно — мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений. Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:
Цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Так, логоритмика служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. Задачи логопедической ритмики определяется как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы. Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях. Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. Средства реализации логоритмических занятий:
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи. Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т.п. Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звуко-произношения. Логоритмические занятия составляются с опорой на тематический материал, а основой являются знакомые нам сказки, рассказы русских и зарубежных писателей, русские народные сказки. Концовкой, которых являются полезные для ребенка умозаключения, трактовкой пословиц и поговорок. Построение занятий в форме сказок, игр позволяет организовать доброжелательность в общении, побуждают каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, активизирует речь. В результате знания лучше усваиваются. Неотъемлемой частью таких занятий являются:
- упражнения на релаксацию и многое другое. Важными теоретическими основаниями логоритмической практики являются принципы проведения логоритмических занятий: общедидактические (системности, повторяемости, наглядности, доступности) и специфические (развитие, всестороннего воздействия, комплексности). Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности. Главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Список литературы
|