Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] |
Логопедия | |||
Автор: Волошина Ольга Алексеевна Лихарева Татьяна Владимировна | |||
24.11.2021 14:56 | |||
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах с открытым и закрытым слогом. Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, тонкой и артикуляционной моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самостоятельности, ответственности, взаимодействия. Оборудование. Комплекс артикуляционной гимнастики, листы А4 с изображением язычка для изготовления книжки, карточки слов со звуком [Р], звуковые схемы, символ звука [Р], схемы «зашифрованных» скороговорок, зеркало, клей карандаши по числу детей, салфетки, лента для сборки книги, магнитная доска.
Предварительная работа. Постановка звука [Р], его автоматизация в слогах и словах отраженно, скороговорках, определение первого и последнего звука в словах, наличия-отсутствия звука в слове, беседа по теме книга. Ход занятия I.Организационный момент. Доброе утро дети. А куда, мы с вами пришли? (в кабинет логопеда) Что мы делаем в кабинете логопеда? (учимся правильно и красиво говорить). Кто, нам помогает говорить? (язык). А где, язык живёт? (во рту). Чтобы язык был подвижным, красиво говорил, что мы делаем? (зарядку для языка). Сядем к зеркалу и сделаем зарядку. 1. Артикуляционная гимнастика. Жил-был язычок, он был очень непослушный ( «накажем непослушный язычок», «лопатка»), каждый день он выходил на улицу, он очень любил качаться на качелях ( «качели»), а к нему прискакала лошадка ( «лошадка»). Язычок пришёл домой взял чашечку, малиновое варенье и, стал, есть ( «чашечка», «вкусное варенье»). II. Сообщение темы занятия. А какие бывают книги? (разные). Для чего они нужны? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое). Из чего состоит книга (книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определенном порядке, на них буквы и картинки). Дети, а вы хотите, попробовать сделать книгу-помощницу? (Да). И раз мы с вами учимся говорить, то возьмём с собой звук. А какой звук мы сейчас узнаем. Договори словечко: До луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это… Делать быстрая (ракета). Какой первый звук в слове? (звук «Р»). Давайте вспомним, как мы, произносим звук «Р»? (губы разомкнуты и обнажают зубы, кончик языка вибрирует у альвеол). Вот этот звук мы возьмём с собой и сделаем книжку-помощницу, которая называется «В гости к звуку Р». Что ещё нам нужно, чтобы делать книжку – помощницу? (сильные пальцы). Давайте их потренируем. 1. Пальчиковая гимнастика. Поочерёдно соединять большие пальцы рук с остальными пальцами образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и.т. д. произнося при этом слоговые ряды со звуком «Р»). Ра-ра-ро, ро-ро-ро, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ Вот теперь мы с вами готовы. III. Основная часть.
Он плясун, он певун, Он весёлый говорун. Он забавная игрушка, А зовут его (петрушка) Он круглый и красный Как глаз светофора, Среди овощей нет сочней (помидора). Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его (арбуз). Вещунья – белобока, А зовут её (сорока). 3. Страница. Посмотрите, что, у меня в конверте? (картинки). На этих картинках изображены слова, в которых есть звук «Р». И нам нужно их найти и обвести (работа детей с сюжетными картинками). Давайте проверим (дети проговаривают слова, после проверки наклеивают). Вот и третья страница готова. 4. Страница. А что у нас в этом конверте? (схемы и картинки со словами). Звук может прятаться в слове. А где, может прятаться звук в слове? (в начале, в середине, в конце слова). Давайте наклеим картинки со звуком «Р» под каждой схемой. Сначала возьмём схему со звуком «Р» в начале (дети находят и наклеивают картинки). Аналогично, в середине и в конце слова. И здесь язычок говорит вам, молодцы справились. Складываем ещё одну страницу в нашу книжку. IV. Физминутка. Ручеек в лесу бежал (руки на поясе, повороты туловища); И зайчонка повстречал: Тра-та-та, тра-та-та (постукиваем ладонями по ногам); Зайка лапками стучал. Ручеёчек вторит зайке: - дзынь-дзынь-дзынь, (ритмично «выбрасываем» пальчики сжатого кулака, руки в стороны) Колокольчик их услышал: Динь-динь-динь, (плавно покачивать головой вперед-назад), Динь-динь-динь (вправо-влево); Белочка спустилась с ветки ручки на поясе, прыжки на месте И орешками – хрум-хрум. (ритмично хлопаем в ладоши); Ах, какой поднялся шум! руки на поясе, топаем ногами. 5. Страница. Ещё одна страница и опять пустая. И что же будет на ней. Есть такие заколдованные (зашифрованные) скороговорки. Мы с вами уже их расшифровывали. Сейчас и проверим, запомнили ли вы их (дети проговаривают скороговорки, чётко произнося звук «Р», наклеивают скороговорки). Вот и последняя страница готова. Что осталось сделать, чтобы книга была готова (скрепить страницы). Дети эту книжку-помощницу вы возьмёте в группу, вы её будете брать, открывать и про звук «Р» всё знать. V. Итог занятия. Чему вы, сегодня научились? (научились делать книжку). Кому, она пригодится? (детям). Чем она полезна? (она научит детей произносить звук «Р»). Идите в группу и покажите книжку-помощницу своим сверстникам.
|