«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику» |
Логопедия | |||
Автор: Медведева Мария Сергеевна | |||
02.11.2021 18:22 | |||
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику» Медведева М.С., учитель-логопед 1 квалификационной категории, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №24 «Пчёлка» г.Бердска Дети, имеющие нарушения речи, очень часто застенчивы, замкнуты, им сложно вступать в контакт и совместные игры с другими детьми, также они не комфортно чувствуют себя на праздниках и утренниках. Нарушение речи ограничивает познавательную деятельность, часто отрицательно сказывается на общем формировании личности детей и их интеллектуальном развитии. Вспомним, что связная речь – это смысловое развернутое высказывание и основной ее функцией является – коммуникация.
Развитие связной речи у детей, имеющих тяжелые нарушения речи – сложный процесс, требующий целенаправленного коррекционного воздействия. Поэтому для результативной работы, мною была разработана методическая разработка коррекционных занятий по развитию связной речи у детей, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику. Логопедические ритмические занятия – это коррекционная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью этой деятельности, является — развитие, воспитание и коррекция у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, развитию ритма и внутреннего слуха. Формируя и развивая, у детей имеющих нарушение речи, двигательные способности и ритмическую сторону речи, а также фонематический слух, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаем основу, для воспитания речи. Театрализованная деятельность, способствует развитию детей дошкольного возраста с разных сторон – развитию мимики, восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления, речи – диалогической и монологической речи, творческих способностей – умение перевоплощаться и брать на себя роль, воспитания смелости и уверенности в себе. Также театрализация помогает формировать и развивать следующие навыки у дошкольников: умение разыгрывать мини-сценки, сказки; владеть игрушкой; обогащать театральный опыт; изготавливать атрибуты и элементы костюмов. Сказки оказывают благоприятное воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка, и являются прекрасным материалом для инсценировки. Для реализации методики, мною был составлен план работы на 2 года, с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Для этого были подобраны сказки, дидактические игры и упражнения и составлены конспекты НОД. Все занятия строились с использование сказок и выстраивались по принципу «от простого, к сложному». Логопедические ритмические занятия включали в себя различный дидактический материал: упражнения на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры; игры на развитие общей моторики; упражнения для развития ритма и слуха; упражнения на развитие речевой моторики; применяем игры для развития мимики; включены игры-драматизации, направленные на воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием; материал для развития речи — разучивание речевого материала к играм и слова для героев. Все конспекты НОД я старалась выстроить так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят. Когда дети усваивали дидактический материал, они выступали в качестве ведущего в игре или упражнении; также выступали в роли какого-либо персонажа и постепенно мы подходили к театрализации сказки. В конце года мы сделали инсценировку сказки «Теремок», где дети продемонстрировали усвоенные ими умения. На протяжении всего учебного процесса, проводилась предварительная работа:
В конце учебного года проведенная работа, дала свои плоды. У детей появились положительные результаты в развитии связной речи, они научились пересказывать сказки, стали фантазировать; улучшилась эмоциональная сфера, расширился и обогатился опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дошкольники стали лучше чувствовать ритм музыки. Дети стали смелее, уже более спокойно чувствуют себя в роли какого-либо героя. Произошло обогащение двигательного опыта, дети стали лучше справляться с упражнениями, включающие в себя общую и мелкую моторику, также мимику.
|