Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование гибких навыков развития фонематических процессов посредством игр и игровых упражнений.
Логопедия
Автор: Петрова Татьяна Александровна   
31.10.2021 08:00

Формирование гибких навыков развития фонематических процессов посредством игр и игровых упражнений.Формирование гибких навыков развития фонематических процессов посредством игр и игровых упражнений.

Петрова Т.А., учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детского сада № 9 комбинированного вида г.Орла

Формирование фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Фонематический слух- способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематическое восприятие-это способность различать звуки речи и определять состав слов. Развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирования навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от определенного уровня развития фонематического слуха обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

 

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение. Особую актуальность в поиске эффективных методов формирования фонематических процессов на наш взгляд, приобретает использование игры, которая создает наиболее благоприятные условия для формирования не только речи, но и личности в целом. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Применение игровых технологий в работе логопеда позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями. Это необходимо учитывать при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его основной части, позволяя повысить интерес к нему, активизировать их деятельность, а может использоваться и как самостоятельная форма. Подбор игр и игровых упражнений построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, а также в соответствии с этапами развития фонематического слуха.

На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: "Печатная машинка", "Музыканты", "Шумящие коробочки".

На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: "Поиграем в сказку", "Кто позвал?", "Улиточка".

На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Рекомендуемые игры: "Часы", "Рифмушки", "Чудо-краски".

На четвертом этапе знакомим детей с понятием "слог" и учим их различать. Рекомендуемые игры: "Поймай слог", "Добавь слог", "Попугай".

На пятом этапе проводится работа по дифференциации изолированных звуков, причем начинать надо обязательно с гласных. Рекомендуемые игры: "Ловушка", "Волшебный мешочек", "Если звук слышат ушки, мяч взлетает до макушки".

На шестом этапе проводится работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Рекомендуемые игры: "Гусеница", "Телеграф", "Кубик".

Для достижения необходимого уровня сформированности фонематических процессов у детей мы рекомендуем использовать дидактические игры и упражнения в определенной последовательности, с учетом индивидуальных возможностей, соблюдая принцип постепенного усложнения материала. Мы предлагаем активно использовать данные игры и упражнения на всех этапах развития речи детей, включать в индивидуальные и фронтальные занятия логопеда. Знания и умения, которые дети приобретут, следует закреплять в свободных видах деятельности.

Дидактические игры разнообразны по значению (игры с предметами, настольно-печатные и словесные), что даёт большие возможности их применения в работе над формированием гибких навыков развития фонематических процессов. Помимо речевого развития с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции. Такие игры очень нравятся детям. Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольником через игру очевидна.

Литература

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – Санкт- Петербург, 1999.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  4. Лопухина А. Игры и упражнения для развития фонематического слуха /Дошкольное воспитание № 7- М., 1984.
  5. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под. ред. Селивёрстова В.И. – М., 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год