РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ |
Логопедия | |||
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна Ульянова Татьяна Владимировна | |||
02.05.2021 19:50 | |||
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема овладения фонетико-фонематической системой языка в дошкольном возрасте и взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекции речевых нарушений у детей. Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, логопедическое обследование, речевые нарушения, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Проблема овладения фонетико-фонематической системой языка в дошкольном возрасте становится все актуальнее с каждым годом в связи с увеличением количества детей с недосформированностью фонематических процессов и нарушением звукопроизношения. Ежегодно на логопедический пункт в первую очередь зачисляются воспитанники подготовительных групп, а воспитанники старших групп, как правило, получают такую возможность по мере освобождения мест на логопункте во второй половине учебного года. Таким образом, до зачисления детей на коррекционные занятия с учителем-логопедом работу по профилактике и преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи проводят воспитатели групп при взаимодействии с учителем-логопедом.
В январе-феврале 2019-2020 учебного года на базе МОУ «СОШ № 61» было проведено логопедическое обследование фонематических процессов у воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп детского сада. Целью исследования являлось определение круга наиболее сложных для усвоения детьми тем и составление плана взаимодействия с воспитателями групп для предупреждения и преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в следующем учебном году. Критерии для логопедического обследования были составлены в соответствии с возрастными особенностями детей и программными задачами образовательной области «Речевое развитие» для каждого возрастного периода [1, с. 133]. Всего было обследовано 49 воспитанников средних групп, 42 – старших и 38 воспитанников подготовительных к школе групп детского сада. В средней группе дети знакомятся с понятиями «звук», «слово», учатся определять «длинные» и «короткие» по звуковому составу слова, осваивают начальные умения звукового анализа слов. На момент обследования 45 % воспитанников уже научились произносить слова, подчеркивая интонационно первый звук, а также определять первый гласный и согласный звук и подбирать слова на заданный звук. Остальные 55% детей либо не справлялись с заданием, либо допускали значительное количество ошибок, пытались угадать «правильный ответ». Кроме того, у многих из них было обнаружено нарушение фонематического слуха и восприятия, а также нарушение произношения нескольких групп звуков. В старшей группе дети учатся слышать не только первый, но и последний звук в слове, определяют последовательность звуков, дифференцируют твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Результаты обследования старших групп показали, что 48 % воспитанников допускают ошибки по критериям, разработанным для средних групп. Усвоение программы для старших групп по развитию фонематико-фонематической стороны речи для этих детей представляет трудность, поскольку у большинства из них недосформирован фонематический слух, нарушено фонематическое восприятие, не сформированы начальные навыки фонематического анализа, присутствуют нарушения звукопроизношения. Наибольшие трудности у детей вызвало различение твердых и мягких, звонких и глухих звуков и определение последовательности звуков в слове. В подготовительной к школе группе дети приступают к изучению письменной речи, совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза. Однако, согласно результатам обследования, 38 % детей допускают ошибки в заданиях, разработанных для средних групп, 43 % — в заданиях для старших групп. В подготовительных к школе группах чаще всего встречались ошибки при определении твердости и мягкости, глухости и звонкости звуков, а также последовательности звуков в слове. С большей частью этих детей необходима дополнительная работа по развитию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. Очевидно, что без специально организованной коррекционной работы воспитанники не способны преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В подготовительных группах около 40 % детей ежегодно входят в группу риска по дисграфии и дислексии, поскольку к периоду обучения грамоте не завершили процесс формирования фонетико-фонематической стороны речи. В связи с этим особую значимость приобретает сотрудничество воспитателей с учителем-логопедом в выборе необходимых методов и приемов работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Дидактическая игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи, поведении, помогает обучить необходимым навыкам, умению взаимодействовать с другими детьми. Игра позволяет перевести ребенка из одного вида деятельности в другой, дать ему возможность расслабиться и в то же время закрепить новые умения в непринужденной обстановке. В учебной литературе по дошкольному воспитанию есть разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, инсценировки, сюжетно-ролевые игры). Развивающие (дидактические) игры, несомненно, имеют наибольшее значение в процессе преодоления речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, поскольку их основной целью является обучение. Во время дидактической игры ребенок должен правильно выполнить задание, предложенное педагогом, а игровая ситуация, персонаж сказки или дидактическая кукла, игрушка ему помогают. Использование игры и отдельных игровых действий во время занятия позволяет ребенку преодолеть трудности при изучении и закреплении особенно сложных тем. Игровая деятельность хорошо знакома старшему дошкольнику, она способствует возникновению мотивов для участия в различных заданиях. В игровых ситуациях дети чувствуют себя более уверенно и часто полнее раскрывают свои познавательные и творческие способности. Эффективность занятий во многом зависит от позитивного эмоционального фона, интереса детей к заданиям и учета воспитателем практического словесного опыта детей. Важно, чтобы каждая из игр имела законченную структуру и включала основные структурные элементы, такие как игровое задание, содержание, игровые действия, правила, результат игры. К сентябрю 2019-2020 учебного года учителем-логопедом был разработан комплекс игр для развития фонематических процессов у дошкольников старших групп с фонетико-фонематическим недоразвитием. Комплекс состоял из цикла игр для развития фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений. Совместно с воспитателем старшей группы были определены оптимальные варианты использования различных средств игровой деятельности. В процессе обучения игровым навыкам воспитатель работал с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, обучал детей игровым действиям, формировал ролевые навыки, развивал возможности их словесного общения. При ознакомлении с игрой педагог часто выполнял ведущие роли. В процессе игровой деятельности расширялся словарный запас детей, развивался грамматический строй речи. Некоторые игровые задачи дети могли выполнить только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи со стороны педагога. После неоднократного проведения игры и усвоения необходимых учебных навыков дети с энтузиазмом выполняли все задания, соревнуясь друг с другом. Ролевая игра имеет особое значение для речевого развития старших дошкольников. В благоприятных условиях обучения ролевые игры детей этого возраста достигают довольно высокого уровня. Воспитатель проводил в группе специальную работу по развитию сюжетной игры, обращал внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в зависимости от конкретной роли. Зачастую фрагменты сюжета игры включались в занятия, что было связано с выполнением поставленных коррекционных задач. Так, например, в игре «Строители» каждый ребенок участвовал в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько есть слогов в названии предмета, предложенного педагогом. В конце «строительства» дороги воспитатель предложил детям построить гараж для автомобилей и поиграть с ним в свободное время. Физкультминутки являются одним из необходимых элементов любой деятельности. В качестве физкультминуток или самостоятельного занятия использовались подвижные дидактические игры. В зависимости от состояния детей (в основном от степени усталости), воспитатель выбирал то или иное задание в процессе проведения подвижной игры. Разные варианты организации и проведения физкультминуток в группе были спланированы заранее, наиболее оптимальный вариант выбирался в зависимости от конкретной ситуации. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу в контексте физкультминутки и активно участвуют в подвижной игре. В качестве примера приведем одну из подвижных игр: «Кто сказал «гав»?» Цель: тренировать детей в дифференциации речевых звуков по тембру голоса. Оборудование: мелкие шарики. Ход игры. Дети встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами, и вместе проговаривают стихотворение, а воспитатель тем временем обходит детей и одному из игроков незаметно дает игрушечную косточку – этот игрок будет «Собачкой». Когда стихотворение закончится, «Собачка» должна гавкнуть, а ребята – отгадать, кто «Собачка». Стихотворение: Высунув из будки нос, «Гав!» – пролаял громко пёс. И с тех пор к нам дядя Костя Не приходит больше в гости. Испугался зря сосед – Пёс сказал ему: «Привет!» (М. Серова) Таким образом, игры и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия использовались воспитателем на разных этапах занятий. В некоторых случаях (чаще всего во время обучения, для закрепления и обобщения материала, изучаемого детьми) на занятиях создавалась так называемая «игровая площадка». При этом нередко единая сюжетная линия проходила через все этапы занятия. Использование дидактических игр способствовало формированию у детей интереса и положительной мотивации к выполнению учебных задач, а также помогло оптимизировать процесс речевого развития воспитанников в старшей группе. Промежуточная диагностика показала результативность проводимой воспитателем работы. Логопедическое обследование с использованием серии заданий для опредения сформированности фонематических процессов показало значительное снижение количества допускаемых ошибок, улучшились навыки фонематического анализа, что помогло некоторым детям с нарушением дифференциации исправить произношение слов со смешиваемыми звуками. Список использованных источников: 1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
|