Сценарий логопедического практикума для родителей. Тема: «Сильно любознательное Имя прилагательное!» |
Логопедия | |||
Автор: Кумаченко Наталья Анатольевна | |||
26.04.2021 22:08 | |||
Сценарий логопедического практикума для родителей. Тема: «Сильно любознательное Имя прилагательное!» Задачи:
Предварительная работа: -подготовка мультимедийной презентации по теме семинара.
Материал и необходимое оборудование: предметы для описания: шкатулка, банка, шапочка. Картинки животных: волк, медведь, лиса, лось. Фишки, мяч, карточки-пиктограммы, изображающие разное настроение, плакат с 3 нарисованными гусеницами. Материал представлен в режиме слайд — презентации (демонстрируется на интерактивной доске). Ход мероприятия: I. Организационный момент. Приветствие, вводная беседа. - Здравствуйте, уважаемые родители. Все родители хотят, чтобы их ребенок хорошо владел речью: четко и правильно произносил звуки, слова родного языка, умел связно рассказывать о событиях и явлениях, умел пересказывать книги и фильмы, грамматически правильно употребляя простые и сложные предложения. Без хорошо развитой речи и богатого словарного запаса невозможно полноценное речевое развитие ребенка: его общение со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, правильное понимание содержания книг. К сожалению, многие дети к моменту поступления в школу имеют ограниченный словарный запас и не умеют составлять связные рассказы. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ-описание и рассказ-сравнение. Однако самостоятельному рассказыванию ребенка должны предшествовать различные подготовительные упражнения, например, отгадайте загадку: Круглое, румяное, сочное и сладкое, Очень ароматное, наливное, гладкое. Тяжелое, большое. Что это такое? - Какие слова вам помогли отгадать загадку? Вспомните, как называются слова, которые, отвечают на вопрос какой? какая? какие? (имена прилагательные) Тема практикума «От прилагательных – к рассказам». Почему мы выбрали эту тему для практического занятия с родителями? Наблюдая за речью детей старшего возраста, можно сказать о том, что она бедна именами прилагательными, недостаточно образна. Употребляемые ими прилагательные нередко однотипны, однообразны. В школе такие дети неизбежно встретятся с большими трудностями как в процессе устных ответов на уроках, так и при написании изложений, сочинений и других творческих работ. II. Теоретическая часть Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение своей жизни может усвоить лишь определенную часть слов. Эти слова и составляют, так называемый словарный запас. И чем больше он сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее, образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей. А поскольку речь усваивается по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в тесной зависимости от речевого окружения, от количества и качества, употребляемых в присутствии ребенка слов. Нельзя не согласиться со словами Джона Локка «Ничто не проникает так незаметно и глубоко в душу человека, как пример». Исходя из этого задача родителей – обогащать словарный запас своего ребенка. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. Но, если все накопленные слова не систематизировать, то в дальнейшем ребенку будет трудно ориентироваться в имеющемся у него хаотичном и «неорганизованном» запасе слов. Восполнить это упущение в более поздние годы удается не всегда и не всем. Все слова в нашем языке организованы в строгую систему, без наличия которой было бы просто невозможно ориентироваться в этом море слов, а значит, и свободно ими пользоваться. Прежде всего, все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи:
Слова, которые, отвечают на вопросы какой? какая? какие? И обозначают признаки предметов, называются именами прилагательными. Имена существительные, как часть речи, с наиболее конкретным значением, появляются в речи детей первыми. Несколько позднее появляются глаголы и лишь после 2 лет – названия признаков предметов, или имена прилагательные. Исследователь Людмила Георгиевна Парамонова (дефектолог, автор многих книг по подготовке детей к школе) предлагает сначала проверить, много ли в словаре Вашего ребенка слов, обозначающих признаки предметов. С этой целью надо положить перед ним, к примеру, яблоко и спросить его о том, КАКОЕ оно. Многие дети (чаще с нарушением речи), к сожалению, ограничиваются лишь таким ответом: вкусное, красное. Через некоторое время, после выполнения определенных упражнений, нужно еще раз проверить ребенка с помощью того же вопроса о яблоке (или о другом предмете). И вы услышите, что яблоко большое, круглое, спелое, вкусное, румяное, кисло-сладкое, сочное, ароматное, твердое, гладкое, полезное, крупное, тяжелое, пахучее. Для того чтобы прийти к такому результату, лучше всего «отработать» признаки предметов по определенным смысловым группам. Имена прилагательные группируются:
Необходимо учитывать, представление о величине предмета. В понятие величины входят 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина. III. Практическая часть Предложить родителям побывать в роли детей и поиграть в речевые игры и упражнения. Упражнение: «Что каким бывает?» Цель: расширение словаря за счет прилагательных, развитие воображения. Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает. (Перебрасывая мяч родителям, логопед задает вопрос, на который родитель, поймав мяч, должен ответить). Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...) 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...) 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...) 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка). 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...) Упражнение с мячом: «Из чего – какой?» Цель: закрепление в речи употребления относительных прилагательных и способов их образования. Вот предмет, а из чего Люди сделали его? Этот замок сделан из железа, какой он? (железный) Бусы из янтаря – янтарные; Шуба из меха – меховая Тазик из меди – медный Медвежонок из плюша – плюшевый и т.д. Упражнение: «Кому что принадлежит?» Цель: образование притяжательных прилагательных. - Есть прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета. Например, ДЕДУШКИНЫ книги, БАБУШКИН платок, МАМИНА шкатулка, ПАПИН молоток. Так чьи же это книги? И чей это платок? Чья, скажи, шкатулка? А чей здесь молоток? То же самое и у животных: если голова принадлежит лошади, то она лошадиная, если корове, то коровья. Упражнения на обогащение и систематизацию словаря — признаков. - Обогатить речь ребенка дошкольного и даже школьного возраста именами прилагательными вам помогут следующие задания. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что все окружающие нас предметы имеют свои определенные признаки, по которым эти предметы можно отличить друг от друга. Благодаря этим признакам мы можем даже с закрытыми глазами отличить по запаху сирень от розы, малину от клубники или отличить по вкусу соль от горчицы и сахара. При этом любой предмет имеет сразу несколько признаков, по которым его можно отличить от других предметов. И чем больше признаков мы будем знать, тем легче нам будет различать предметы и правильно их себе представлять. Упражнение: «Угадай на ощупь» Цель: формировать умение называть признаки предмета (машинка, пластиковая банка, шкатулка, шапка). «Здесь в пакете есть предметы. Все сейчас получат свой. Осмотрите его, потрогайте И скажите: «Он какой?» - Ваша задача назвать как можно больше признаков предмета. За каждый названный признак предмета я буду давать вам фишки. Не забывайте и вы замечать успехи вашего ребенка и выражать своё восторженное одобрение, если ему удается сказать, хоть на одно слово больше сегодня, чем вчера. При выполнении упражнения на начальном этапе должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Аналогично узнать по вкусу (дать попробовать), по запаху. Упражнение «Придумывание загадок» Цель: учить описывать предмет, не называя его, используя слова-признаки. Например, маленький, серенький, круглый, колючий. Кто это? (назвать не менее трех отличительных признаков предмета) - Давайте придумаем подобные загадки про диких и домашних животных. Родители тренируются в придумывании загадок. - А что еще может быть колючим? (роза, кактус, ёлка) - Что бывает широким? (брюки, лицо, полка) Упражнение: «Скажи наоборот» (с мячом) Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот. - Помимо приведенной выше систематизации слов по тематическим группам в русском языке они систематизированы еще и по принципу их смысловой определенности (слова-антонимы) и смысловой близости (слова-синонимы). Среди детей распространены следующие замены: низкий-маленький, узкий. Холодный — горячий, светлый — темный, день-ночь, много — мало, грустный -веселый… Усложнение. — Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. Упражнение «Слова с переносным значением». Цель: учить употреблять слова в переносном смысле. - Обратите внимание детей на слова с переносным значением. Речь идет о таких устойчивых выражениях, как светлая голова, золотые руки, горячее сердце, тонкий ум, тяжёлые мысли. Такие выражения способствуют качественному обогащению словаря. Предложить родителям назвать слова в переносном смысле. Упражнение: «Составь рассказ-описание». Цель: учить составлять рассказ об игрушках по предложенной схеме. - Накопив большой запас слов прилагательных, ребенок без труда сможет описать практически любой предмет. Обратите внимание, что для полного представления о предмете, надо назвать его части, из которых он состоит, и назвать действия предмета. Поможет нам в этом наглядная схема: схема описания овощей (слайд), схема описания фруктов, схема описания животных. Предлагается образец описательного рассказа помидора. Аналогично можно составить рассказ-описание об игрушке или о себе. Затем логопед предлагает родителям описать апельсин по предложенной схеме: Апельсин – это фрукт. Он оранжевый, круглый, большой и твёрдый. Апельсин покрыт корочкой. Внутри него мякоть с маленькими косточками. На вкус он кисло-сладкий. Растёт апельсин на дереве в тёплых краях. Этот фрукт очень полезный. Можно его очистить и кушать мякоть. А можно приготовить полезный апельсиновый сок. Упражнение: «Составь рассказ-сравнение». Цель: учить составлять рассказ-сравнение, используя в речи прилагательные. Предложить родителям для сравнения огурец и абрикос использую схему. Обогащать словарь за счет существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Обратить внимание родителей на использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества (Огурец овальный, зеленый, твердый, а абрикос круглый, оранжевый, мягкий, у огурца внутри маленькие семечки, у абрикоса большая косточка.) Упражнение: «Составь рассказ». Цель: учить составлять связный рассказ используя в речи все части речи. - Когда ребенком освоены вышеперечисленные способы рассказывания, тогда и можно предложить повествовательный рассказ по одной сюжетной картине. Здесь не обойтись без вопросов, которые помогут ребенку понять сюжет, будут служить планом к дальнейшему рассказу. Если рассказ составленный ребенком слишком беден, то взрослый обязательно должен рассказать еще раз, дополнив тест всеми необходимыми деталями. Кроме того, перед началом разбора картины мы поиграем в игру «Кто больше увидит?». Логопед показывает картинку «Веселая лягушка», задает родителям вопросы по картине, предлагает составить рассказ. Кто скачет по лесу? Лягушка скачет по лесу. Какая это лягушка? Веселая, смешная, забавная, нарядная, зеленая, хорошенькая… Веселая и нарядная лягушка скачет по осеннему лесу. В лесу пахнет опавшими листьями и грибами. Лягушка спешит на день рожденье к своей подружке. Она несет коробочку с красным бантиком. В коробочке у лягушки заводной комарик. Счастливого пути, лягушечка! Логопед просит родителей ответить на вопрос: «Нужны ли такие практические занятия в ДОО для родителей и почему?», выслушав 2-3 ответа, сообщает, что это пример рассуждения. К составлению рассказов такого рода также необходимо привлекать детей, это легко сделать, предложив ребенку оценить рассказ другого человека. Работа над связной речью включает множество этапов, а сделать ее интересной может каждый взрослый человек. Не стоит забывать, что развитие связной речи неотделима и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания. IV. Заключительная часть - Наш практикум заканчивается. Мы увидели, какие у нас замечательные, заинтересованные, сообразительные, наблюдательные, умные родители. А какие у вас красивые, хорошие, чудесные дети. Обучайте их в непринужденном общении, создайте в своей семье атмосферу добра и любви. В сотрудничестве с вами ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком, результат не заставит себя ждать. Для подведения итогов нашей встречи, я предлагаю всем сесть в круг. В заключение хотелось бы услышать мнение каждого родителя. У меня в руках цветик — семицветик, вы помните правила его пользования? Мы будем передавать его друг другу, у кого он будет в руках, тот будет делиться своими впечатлениями о проведенном семинаре, пожеланиями и т.д.
Уважаемые родители! Из ваших высказываний, можно сделать вывод, что большинство родителей пополнили свой педагогический багаж знаний о том, какими играми и упражнениями развивать связную речь ребенка. У меня на столе лежат смайлики трёх цветов: желтые, зелёные и голубые. Я предлагаю взять желтые смайлики тем родителям, которые в достаточной мере удовлетворены проведённым практикумом, и много взяли для себя полезного. Зелёный смайлик – удовлетворены проведённым практикумом, но не услышали ничего нового. Голубой смайлик – не удовлетворены, считают его бесполезным. Спасибо за сотрудничество и участие! Список литературы
|