НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ |
Логопедия | |||
Автор: Вишнякова Екатерина Евгеньевна | |||
04.05.2021 18:01 | |||
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ Екатерина Евгеньевна ВИШНЯКОВА, Студентка магистратуры, факультет психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» г. Томск Аннотация: Статья посвящена проблеме дислексии у детей. Рассматривается чтение как сложный психо-физиологический процесс. Объясняются нейропсихологические механизмы чтения и дислексии с точки зрения трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии. Ключевые слова Дислексия, чтение, три функциональных блока мозга. Важность формирования младшего школьника как грамотного читателя отражена в федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому приоритетной целью обучения является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть обладание техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.» [3] Нарушение чтения у детей с сохранным слухом, зрением и интеллектом – дислексия, составляет серьезное препятствие для этого процесса. По статистическим данным распространенность дислексии среди младших школьников достигает 3%, а дисграфия 6-7% (Р. Беккер, А.Н. Корнев, Б.А. Богуславская, Л. А. Бенько)
А.Н. Корнев определяет дислексию как состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. (1995) Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений. У младших школьников данное нарушение проявляется в трудностях освоения навыков чтения и письма, медленной технике чтения (не соответствующей возрасту), непонимании прочитанного, неспособности осмыслить и пересказать текст. Специфическим симптомом дислексии является угадывающее чтение -субъективное привнесение смысла в процессе чтения, смысловые стереотипы, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. При угадывающем чтении смысловое прогнозирование происходит на уровне слова или части слова, а не синтагмы с ее грамматическими и семантическими связями. Чтение — это сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. С психо-физиологических позиций мозговой базой для осуществления процесса чтения является интегрированная деятельность различных отделов головного мозга: затылочных, нижнетеменных, заднелобных, височных отделов коры доминантных по речи полушарий головного мозга. (Б. Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, С.С. Ляпидевский и др.) Нарушение любого из перечисленных отделов головного мозга приводит к специфическим отклонениям в работе целой системы и проявляется в специфических нарушениях чтения. Для осуществления чтения необходимо участие трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии: первого — «энергетического», второго — «блока переработки экстероцептивной информации» и третьего — «блока программирования и контроля за психической деятельностью». Реализация процесса чтения осуществляется при участии всех трех блоков мозга, каждый из которых выполняет свою специфическую роль в интегративной работе мозга. Первый блок отвечает за активное состояние тонуса коры при чтении, работоспособность и концентрацию внимания. При его нарушениях наблюдаются трудности удержания рабочей позы ребенком, резкие колебания темпа чтения на протяжении занятия, дисфония при чтении. Второй блок отвечает за фонематический слух, вербальную и зрительную память, пространственный гнозис и синтез, зрительно-моторную координацию. При его нарушениях наблюдаются трудности нахождения начала строки при чтении, замена букв, трудности перехода от целостного образа к анализу элементов. Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль. При его нарушениях наблюдаются персеверации букв, слогов, слов, нарушение последовательности букв в слове, ошибки в ударении при чтении, угадывающее чтение. В функциональной системе чтения речевые и зрительные компоненты тесно связаны друг с другом. Л.С. Цветкова отмечает, что современная психология стремиться рассматривать чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом зрительного восприятия — с другой. Такое понимание психологической структуры чтения определяет основные направления изучения патогенеза дислексии:
Левашов О.В. в своих работах [1, 2] говорит о связи стойких нарушений чтения с доминированием правого, образного полушария мозга. В этом случае зрительное восприятие является глобальным (гештальт-восприятие), а для чтения нужно использовать другую стратегию – локальный последовательный анализ букв и слогов. Проблеме дислексии у детей посвящено большое количество исследований и публикаций. Тема не теряет своей актуальности из-за большой распространенности нарушений чтения среди учащихся не только речевых, но и массовых школ. Литература
|