Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ
Логопедия
Автор: Вишнякова Екатерина Евгеньевна   
04.05.2021 18:01

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИНЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ

Екатерина Евгеньевна ВИШНЯКОВА, Студентка магистратуры, факультет психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» г. Томск

Аннотация:

Статья посвящена проблеме дислексии у детей. Рассматривается чтение как сложный психо-физиологический процесс. Объясняются нейропсихологические механизмы чтения и дислексии с точки зрения трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии.

Ключевые слова

Дислексия, чтение, три функциональных блока мозга.

Важность формирования младшего школьника как грамотного читателя отражена в федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому приоритетной целью обучения является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть обладание техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.» [3] Нарушение чтения у детей с сохранным слухом, зрением и интеллектом – дислексия, составляет серьезное препятствие для этого процесса. По статистическим данным распространенность дислексии среди младших школьников достигает 3%, а дисграфия 6-7% (Р. Беккер, А.Н. Корнев, Б.А. Богуславская, Л. А. Бенько)

 

А.Н. Корнев определяет дислексию как состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. (1995) Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений. У младших школьников данное нарушение проявляется в трудностях освоения навыков чтения и письма, медленной технике чтения (не соответствующей возрасту), непонимании прочитанного, неспособности осмыслить и пересказать текст. Специфическим симптомом дислексии является угадывающее чтение -субъективное привнесение смысла в процессе чтения, смысловые стереотипы, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. При угадывающем чтении смысловое прогнозирование происходит на уровне слова или части слова, а не синтагмы с ее грамматическими и семантическими связями.

Чтение — это сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. С психо-физиологических позиций мозговой базой для осуществления процесса чтения является интегрированная деятельность различных отделов головного мозга: затылочных, нижнетеменных, заднелобных, височных отделов коры доминантных по речи полушарий головного мозга. (Б. Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, С.С. Ляпидевский и др.) Нарушение любого из перечисленных отделов головного мозга приводит к специфическим отклонениям в работе целой системы и проявляется в специфических нарушениях чтения.

Для осуществления чтения необходимо участие трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии: первого — «энергетического», второго — «блока переработки экстероцептивной информации» и третьего — «блока программирования и контроля за психической деятельностью». Реализация процесса чтения осуществляется при участии всех трех блоков мозга, каждый из которых выполняет свою специфическую роль в интегративной работе мозга. Первый блок отвечает за активное состояние тонуса коры при чтении, работоспособность и концентрацию внимания. При его нарушениях наблюдаются трудности удержания рабочей позы ребенком, резкие колебания темпа чтения на протяжении занятия, дисфония при чтении. Второй блок отвечает за фонематический слух, вербальную и зрительную память, пространственный гнозис и синтез, зрительно-моторную координацию. При его нарушениях наблюдаются трудности нахождения начала строки при чтении, замена букв, трудности перехода от целостного образа к анализу элементов. Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль. При его нарушениях наблюдаются персеверации букв, слогов, слов, нарушение последовательности букв в слове, ошибки в ударении при чтении, угадывающее чтение.

В функциональной системе чтения речевые и зрительные компоненты тесно связаны друг с другом. Л.С. Цветкова отмечает, что современная психология стремиться рассматривать чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом зрительного восприятия — с другой. Такое понимание психологической структуры чтения определяет основные направления изучения патогенеза дислексии:

  1. Взаимосвязь нарушений чтения с несформированностью ряда речевых операций. P.E. Левина считала дислексию у детей отсроченным проявлением нарушений устной речи. Работами P.E. Левиной, а также Л.Ф. Спировой, Н.А Никашиной, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, A.B. Ястребовой, Р.И. Лалаевой и др. показано, что у детей с нарушениями фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматичесих представлений закономерно отмечается дислексия. То есть дислексия рассматривается как отсроченное проявление устноречевого дефицита, где фонетико-фонематические процессы играют первостепенную роль.
  2. Зрительные причины дислексии. Одним из механизмов дислексии у детей с сохранной устной речью является зрительный дефицит — нарушение комплексных показателей зрения при сохранности его физиологических параметров (М. Е. Хватцев, O.A. Токарева, И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева). Авторы выделяют в чтении младших школьников разнообразные оптические ошибки (например, дети путают сходные по начертанию буквы при чтении), предполагая их обусловленность несформированностью гностического компонента зрительного восприятия. В последние годы появились исследования и моторного компонента зрительного восприятия: отмечаются нарушения зрительного внимания и движений глаз при чтении у детей с дислексией (Б. А. Карпов, А.Н. Карпова, А.Н. Скворцова), несформированность слежения взором в направлении слева направо (Л. И. Белякова, О.Б. Иншакова, В.Д. Еремеева, Н.Л. Немцова, Э.Г. Симерницкая, Т.П. Хризман).

Левашов О.В. в своих работах [1, 2] говорит о связи стойких нарушений чтения с доминированием правого, образного полушария мозга. В этом случае зрительное восприятие является глобальным (гештальт-восприятие), а для чтения нужно использовать другую стратегию – локальный последовательный анализ букв и слогов.

Проблеме дислексии у детей посвящено большое количество исследований и публикаций. Тема не теряет своей актуальности из-за большой распространенности нарушений чтения среди учащихся не только речевых, но и массовых школ.

Литература

  1. Левашов О.В. Нарушения зрительного восприятия при дислексии. Теории и гипотезы. В сб. Изучение нарушений письма и чтения. М. МСГИ, 2004, с.146-156.
  2. Левашов О.В. Доминирование зрительного гештальт-восприятия как возможная причина дислексии // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. — Изд-во ЛОГОМАГ Москва, 2018. — С 200-202
  3. ФГОС начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009г. №373 С 8
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 224 с.
  6. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. — СПб., 1995.
  7. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. — М., 1962.
  8. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. — М.: ПАРАДИГМА, 2011. — 279 с.
  9. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб., 2001.
  10. Жаркова Е.А. Теоретико-методологическое обоснование проблемы дислексии у детей младшего школьного возраста с СДВГ/ Вестник Череповецкого государственного университета, 2012
  11. Величенкова О.А. Преодоление зрительного дефицита в профилактике и коррекции дислексии / Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год