Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема «Транспорт»
Составила: учитель-логопед Колотова А.В.
Цель занятия: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной деятельности детей «Транспорт»
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- создать условия для речевой активности детей;
- создать условия для oбогащения aктивнoгo слoвaря детей за счет уточнения знаний по лексической теме «Транспорт»;
- создать условия для развития грамматического строя речи (образование существительных множественного числа, образование приставочных глаголов).
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление и связную речь детей;
- закреплять употребление существительных в различных падежах;
- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Коррекционно-воспитательные:
- создать условия для поддержки самостоятельности и инициативности;
- создать условия для воспитания доброжелательных отношений между детьми.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Используемое оборудование: Детские столы и стулья, мяч.
Дидактическое обеспечение занятия: Предметные картинки с изображением различного вида транспорта, письмо-загадка, картинный материал для игры «Четвертый лишний»
Методы и приёмы: наглядные методы и приемы (иллюстративный материал), словесные методы и приемы (объяснение задания, беседа), практические методы и приемы (постановка задания, стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов), игровые методы и приемы (занятие проходит в виде игры).
Примерный ход занятия
Этапы занятия
|
Организация рабочего пространства
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Психолого-педагогические условия / Условия социальной ситуации развития
|
IВводная часть
|
Организационный момент
|
В групповой комнате на столах лежат картинки с изображением транспорта
|
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие.
Посмотрите, что изображено у вас на картинках.
Какой звук издает пароход? Поезд? Самолет?
|
Дети по очереди называют транспорт, изображенный на картинках.
Хором имитируют звук транспорта.
|
Создание условий для речевой активизации детей.
|
II Основная часть
|
|
Педагог загадывает загадки про транспорт
|
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ... (Вертолёт)
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
|
Дети отгадывают загадки, произносят ответ.
|
Создание условий для развития логического мышления.
|
|
|
Прежде чем отправиться в путешествие нужно убедиться в чём?
А если у автомобиля спустило колесо, что будем делать?
Дыхательное упражнение «Насос»
Нам нужно накачать колесо: Делаем глубокий вдох носом. Выдыхаем через рот рывками, как насос: с-с-с-с
Молодцы, справились с заданием.
|
Дети отвечают: «В том, что транспорт исправен»
Дети отвечают: «Колесо нужно накачать»
Дети выполняют дыхательное упражнение
|
Создание условий для развития логики, наблюдательности.
Создание условий для развития правильного речевого дыхания
Создание условий для проявления положительных эмоций
|
|
|
Ребята, теперь наш транспорт в полном порядке, можно отправляться в путешествие.
Упражнение «Путешественники».
-На чем вы отправитесь в путешествие?
|
Дети с помощью картинок транспорта (были выданы в начале занятия), говорят на чем они оправляются в путешествие.
- Я отправляюсь в путешествие на самолете и т.д.
|
Создание условий для развития связной речи
|
Физкультминутка
|
Педагог проводит с детьми ритмическое упражнение «Самолет»
|
-Дальше мы с вами полетим на самолете.
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место ты садись!
|
Дети разводят руки в стороны
Дети изображают летящие самолеты
Дети делают наклоны влево-вправо
Дети делают повороты влево-вправо
Дети хлопают в ладоши
Дети разводят руки в стороны
Дети делают повороты влево-вправо
Дети прыгают на месте
Дети опускают руки
Дети садятся на места
|
Создание условий для двигательной активности детей и проявления положительных эмоций
|
|
Входит воспитатель и передает письмо
|
Ребята, это письмо – загадка, а прислал его главный механик транспортного парка.
Объяснение слов «Механик» и «Транспортный парк»
|
|
Создание условий для усвоения нового понятия
|
|
|
Он решил устроить нам испытания.
Я буду читать вам предложения, а вы должны закончить его нужным словом.
Игра «Подбери нужное слово»
Машина в гараж ... (заезжает), машина из гаража ... (выезжает), машина вокруг гаража... (объезжает),
машина к гаражу... (подъезжает),
машина от гаража.. (отъезжает),
машина на мост ... (въезжает),
машина с моста ... (съезжает).
- С этим заданием вы, ребята, справились. Молодцы! Но у механика есть для вас более сложное задание. Попробуем его выполнить?
|
Дети дополняют предложение необходимым глаголом
|
Создание условий для закрепления навыка образования приставочных глаголов.
|
|
|
Игра с мячом «Кто чем управляет»
-Чем управляет водитель?
-Чем управляет машинист?
-Чем управляет летчик?
-Чем утправляет пилот?
-Чем управляет мотоциклист?
-Чем управляет капитан?
-Чем управляет велосипедист?
-Чем управляет космонавт?
-Чем управляет тракторист?
Молодцы, ребята, проходите на свои места
|
Дети выходят на ковер, встают полукругом
Дети по очереди отвечают: «Автомобилем, поездом, военным самолетом, пассажирским самолетом, мотоциклом, кораблем, велосипедом, ракетой, трактором».
Дети садятся за столы
|
Развитие условий для развития речи и пополнения словаря по теме, для двигательной активности
|
|
Картинки для игры «Четвертый лишний»
|
Ребята, у нас осталось еще одно задание от механика.
Игра «Четвертый лишний»
-Я показываю картинку, на которой 4 вида транспорта, вы говорите, какой лишний и почему?
Показ картинок.
|
Дети называют лишний транспорт и объясняют, почему так решили.
|
Создание условий для развития зрительного восприятия, логического мышления и связной речи
|
III Заключительная часть
|
Рефлексивно-оценочный этап
|
|
- Главный механик транспортного парка говорит вам, что вы молодцы. Вы отлично справились со всеми заданиями.
- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что вам понравилось больше всего?
– Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания!
|
Дети делятся впечатлениями
|
Создание условий для выражения своих мыслей, поддержки и стимулирования речевой активности
|
|