ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ |
Логопедия | |||
Автор: Шатунова Оксана Владимировна | |||
13.04.2021 11:34 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Шатунова Оксана Владимировна МАДОУ "ЦРР-детский сад №39" г. Петропавловск-Камчатский Учитель-логопед Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь считается вербальной коммуникацией. [7, с. 456] Современное общество немыслимо без наличия речи. Речь участвует во всех психических процессах человека. Чем правильнее и богаче речь человека, тем больше возможности он имеет для получения необходимой для себя информации тем легче ему высказывать свои мысли, чувства, что способствует полноценным взаимоотношениям с окружающим миром и реализации своих потребностей.
И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления. [3] Речь ребенка является одним из основных показателей его развития. Чем понятнее он будет выражать свои эмоции, потребности, мысли, тем быстрее откликнутся взрослые. В настоящее время все больше детей, которым необходима профессиональная помощи учителя-логопеда. Дети говорят с большим количеством ошибок в произношении слов, речь не внятная, произношение не четкое, смазанное. Ребенок пропускает буквы, слоги не договаривает слова до конца. Это обусловлено различными факторами, такими как биологические и социальные. К биологическим относятся различные нарушения внутриутробного развития и во время родов. Наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и др.; в первые месяцы после рождения на проблемы с речевым развитием ребенка могут повлиять травмы, мозговые инфекции, врожденная глухота или тугоухость. К социально-психологическим факторам относятся отсутствие должного внимания к формированию речи ребенка со стороны взрослого, неправильной речи в семье (дефекты звукопроизношения у окружающих взрослых, сюссюкание при общении с ребенком), двуязычные семьи это семьи где происходит общение внутри семьи на разных языках так же дети чьи семьи переселились в другую страну. Излишнее, стимулирование речевого аппарата ребенка не соответствующее возрасту, стрессы и т.д. Возможными факторами к возникновению нарушения речи у дошкольников могут послужить и так называемые критические периоды в развитии речевой функции ребенка в 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Они считаются значимыми в развитии речи ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются психофизические основы речи, и нервные механизмы, регулирующие речевую деятельность. Нарушения речи имеют довольно стойкий характер, возникнув под влиянием какого либо фактора, они могут исчезнуть самостоятельно без специальной логопедической помощи. Так же нарушения речевого развития негативно сказываются и на развитии интеллектуальной сферы и личности в целом. Ученые — исследователи Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская определили, что нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов. [2, c 22] Речевые нарушения долгое время оставались предметом медико – биологического изучения. В связи с этим большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе этой классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевых нарушений. Выделяются различные виды речевых нарушений, которые имеют свою симптоматику и динамику проявлений: нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия). Для работы над устранением конкретного нарушения разработаны конкретные методы и приемы коррекционно-логопедической работы. [4, с. 12] В настоящее время в отечественной практике дошкольного образования применяется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений разработанная Р. Е. Левиной, основаная на выделении признаков речевой недостаточности, важных для осуществления единого педагогического подхода. На основе психолингвистических критериев — нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации — дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения: фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения. Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга. [4, c.13] В настоящее время тревогу вызывает преобладание полиморфных (дислалия, картавость) нарушений (76 %) над мономорфными (24 %), сейчас даже в подготовительных группах полиморфные формы составляют более 54 %.[1] Самый большой процент среди воспитанников посещающих коррекционные занятия с учителем — логопедом в возрасте 5- 6 лет составляют — стертые и выраженные дизартрии 32%. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая). [5] Нарушения вызванные частичной неподвижностью артикуляторных мышц составило 18 %. Сенсорные функциональные дислалии, обусловленные нарушением слуховой дифференциации звуков, – 21%. Смешанные формы нарушения звукопроизношения 29 %, в большинстве случаев присутствовал дизартрический компонент. В целом мы видим что дизартрии разной степени выраженности составили 81%. Данные получены при проведении диагностики для выявления дошкольников, которым необходима коррекционная помощь. У ребенка с нарушениями речи в большинстве случаев снижается уровень общения, ограниченное число контактов со сверстниками и окружающими.
А.Н. Гвоздев выделяет, что в норме последовательно наступают шесть периодов коммуникативно-познавательного развития: В настоящее время первоочередной задачей учителя-логопеда ДОУ должно являться, более раннее отделение “возрастного косноязычия” от патологических его форм у всех детей, посещающих детский сад. Дифференцировать эти виды неправильного произношения звуков, и выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, возможно, уже в младших группах детского сада. [2, стр. 24] Большую часть нарушений речи, возможно, исправить. Основные задачи при проведении коррекционной работы учителя – логопеда:
Коррекционная работа учителя-логопеда предполагает не только занятия с ребенком, но и работа с родителями. Как утверждала Г.В. Чиркина «Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев при своевременной медико-логопедической помощи удается создать все необходимые условия для полноценного физического и психического развития ребенка. При этом многими отечественными и зарубежными специалистами отмечается в качестве одного из важнейших факторов, определяющих конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в далеко не простой жизненной ситуации. Взрослым необходимо научиться находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой ребенку с особенностями развития, и твердостью и тактичным, но постоянным контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для усвоения навыков правильной речи. Очень важна также и эмоциональная поддержка детей, так как данное нарушение значительно ограничивает возможности общения с окружающими, особенно на ранних этапах коррекции». [6, с. 1] В начале учебного года в "ЦРР-детский сад №39" проводится диагностика детей, с результатами которой учитель-логопед знакомит родителей в индивидуальном порядке. В ходе беседы родители информируются о пробелах в развитии ребенка и получают рекомендации. Задача беседы в том чтобы помочь родителям понять степень имеющегося нарушения, наладить контакт и договорится о сотрудничестве по преодолению выявленных нарушений речи. В беседе не стоит прибегать к научным терминам и постараться донести информацию до родителей общепринятым языком. А если и приходится оперировать терминами, то необходимо родителям объяснить их значение. Родителей необходимо убедить, что их помощь очень важна для преодоления нарушения и им для этого необходимо выполнять рекомендации учителя логопеда. Потребность связи семейного воспитания и воспитания в ДОУ как двух взаимодополняющих структур исследовали такие ученые как Л. С. Рубинштейн., А.В. Запорожец., И.В., Гребенникова, Н.П. Харитонова., Т.А. Маркова., О.Л. Зверева и др. Одной из важнейших направлений работы учителя — логопеда с детьми с нарушениями речи является вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. В рамках реализации ФГОС ДОО в современных образовательных условиях родители являются непосредственными, полноправными участниками образовательного процесса. [10] А так же в законе РФ «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012года № 273, в пункте I статьи 18 закреплено, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [9] Родители в большинстве случаев привыкают к речи детей и не замечают дефектов или считают, что «само все пройдет». Так же с каждым годом у взрослых на первый план выходит поддержание необходимого уровня жизни семьи, что приводит к дефициту родительского общения. Педагоги ДОУ должны оказывать помощи родителям в воспитании и развитии детей, а так же на развитие взаимопонимания родителей и детей. Ведь именно в семье проходят первые этапы социализации, и начинается развитие ребенка как личности. Так же существуют стереотипы, что если ребенок посещает коррекционные занятия с логопедом, то это может повлечь за собой нежелательные последствия в дальнейшей социальной жизни ребенка. Проведение анкетирования родителей в сентябре 2020 года для выявления проблемы недостаточной информированности родителей о работе учителя-логопеда и наличия нарушений речи у детей показало, что большее количество родителей 60 % отрицают наличие проблемы либо недооценивают значимость речевых проблем ребенка, они так же ничего не представляют о структуре речевого дефекта. Лишь 40 % родителей готовы, к активному сотрудничеству с учителем-логопедом. Поэтому вовлечение учителем-логопедом родителей в коррекционный процесс повышает уровень заинтересованности и саморазвития родителей и делает коррекционную работу более эффективной. Учителю-логопеду необходимо выстроить доверительные отношения с родителями воспитанников для того чтобы коррекционная работа была более продуктивной. Для достижения успехов в коррекционной работе учитель-логопед может воспользоваться различными формами взаимодействия с семьей. "ЦРР-детский сад № 39" реализует следующие направления взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
Во время учебного года необходимо вести работу с родителями постоянно. Созданные доверительно-партнерские отношения между учителем-логопедом и родителями способствуют не только успешному преодолению речевых нарушений, нормализации психических процессов, но и корректируют поведение ребенка, что как следствие ведет улучшение детско – родительских отношений, способствует созданию благоприятного психоэмоционального климата в семье. Родители сами начинают интересоваться достигнутыми успехами, стараются контролировать речь не только ребенка, но и свою, а так же с удовольствием предлагают свою помощь учителю-логопеду. Мы считаем, что в настоящее время совместная работа учителя – логопеда и родителей является неотемлимой частью коррекционно образовательного процесса и является важнейшим условием успешной коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Любая форма работы с родителями может принести, плодотворные результаты. Учителю – логопеду необходимо подобрать те пути взаимодействия с семьей, которые впоследствии приведут к большей продуктивности коррекционного процесса и достижению результатов в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Библиографический список:
|