Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушениями речи по теме: «Поздняя весна». |
Логопедия | |||
Автор: Зарейчук Ольга Викторовна | |||
16.03.2021 01:42 | |||
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушениями речи по теме: «Поздняя весна». Заречук О.В., учитель логопед Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа- детский сад №662 Кронштадтского района Санкт- Петербурга. Кронштадт Цель: Развитие связной речи с использованием картинно-графических схем. Программное содержание Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методические материалы: Компьютер, презентация по теме НОД с изображением поздней весны. Картинно-графические схемы предложений. Листы белого цвета, карандаши. Цветные картинки с изображением природы. Конверт с заданиями Старичка-Лесовичка. Самолет. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, Дидактические игры «Какая весна?», «Признаки весны», Пальчиковая гимнастика «Музыка дождя», Наблюдения на прогулке за птицами, природой, Беседа с детьми об изменениях в природе поздней весной, Рассматривание наглядно-дидактических пособий, Заучивание стихотворений. Ход занятия: Логопед приглашает пройти детей в кабинет. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями). А как еще можно поприветствовать утром? Логопед с детьми: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу. Улыбки подарим гостям. Логопед: К занятью готовы? (Готовы!) Логопед: Тогда за работу, Удачи желаю всем вам. Сюрпризным момент. Логопед: Посмотрите, к нам прилетел самолётик и письмо здесь. Наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте прочитаем, что в нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Логопед читает: «Здравствуйте, ребята, я Старичок-Лесовичок, живу в своем лесу, но у нас случилась беда, изменилось время. Помогите мне определить, какое же сейчас время года и что происходит в природе? Посылаю вам задание и картинки, которые вам помогут. Напишите мне письмо и отправьте его». Логопед: Ребята, поможем Старичку-Лесовичку? (Да). Вот и первое задание. Отгадайте загадку. Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Сад приметил белый цвет. Соловей поёт сонет. В зелень наш оделся край. Нас теплом встречаем … Май. Логопед: А месяц май – это какой месяц? (Май – это весенний месяц). Какие ещё вы знаете весенние месяца? (Март, апрель, май). В марте у нас какая начинается весна? (Ранняя весна). В апреле? (Середина весны). В мае? (Поздняя весна). Какие еще вы знаете приметы поздней весны? (Дети перечисляют приметы поздней весны). Логопед: Вы молодцы и справились с первым заданием. Логопед: Вот и второе задание. Старичок –Лесовичок предлагает составить схему предложения и рассмотреть вот эту картинку. Слайд №1 Весенний лес. Посмотрите, что же изображено на картинке? (Лес, деревья с листочками, голубые цветы). Логопед: Можно сказать, что на этой картине изображено какое время года? (Поздняя весна). Логопед: Вот и следующее задание от Лесовичка. Составьте, ребята схему предложения. Пришла поздняя весна. Логопед: Вспомните, что означает символ «квадрат» предмет-все не живое, «человечек» -все живое, «стрелочка» -действие, «треугольник» признак-какой, какая, какое и маленький квадратик обозначает «предлог». Какое первое слово в предложении? ( «наступила»). Каким символом обозначили слово «наступила»? ( «стрелочкой», потому что это действие). Логопед: Каким символом обозначили слово «поздняя»? ( «треугольником», потому что слово «поздняя» отвечает на вопрос «какая?») Логопед: Каким символом обозначили слово «весна»? ( «квадратиком», потому что «весна» не живая). Логопед: Обозначьте, сколько слов в этом предложении. (Три слова). Логопед: Верно. Первое слово «наступила», второе слово «поздняя», и третье слово «весна». Логопед: Сколько слов получилось в предложении? Логопед: Какой же знак мы с вами поставим в конце предложения? (Точку) Значит, это какое будет предложение? (Повествовательное). Запишите схему предложения на доске. Дети записывают схему предложения на доске. Логопед: Почему первое слово обозначили так? (Первое слово в предложении пишется всегда с большой буквы). Логопед. Ребята, Лесовичок хочет у вас узнать… В народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники). Слайд №2 Логопед: Придумайте предложение по этой картинке и потом составим схему предложения. На деревья распускаются зелёные листочки. Логопед: Какое первое слово в предложении? ( «На») Логопед: Каким символом обозначили? ( «маленьким квадратиком») Логопед: Почему? (Потому что это слово обозначает предлог). Логопед: Каким символом обозначили слово «деревьях»? ( «квадратом», потому что деревья не живые). Логопед: Каким символом обозначили слово «распускаются»? ( «стрелочкой» потому что это слово обозначает «действие») Логопед: Каким символом обозначили слово «зеленые»? ( «треугольником», потому что это слово отвечает на вопрос «какие?») Логопед: И слово «листочки» обозначили символом? ( «квадратиком», потому что «листочки» «не живые). Логопед: Какой знак вы поставили в конце предложения? (Поставили точку). Логопед: Значит это предложение какое? (Это предложение повествовательное). Логопед: А если мы поставим в конце предложения знак вопроса, то тогда какое предложение получится? (Получится вопросительное предложение). Логопед: Произнесите это предложение с вопросительной интонацией. Дети произносят. Логопед: А если мы поставим в конце предложения восклицательный знак, то какое получится предложение? (Получится восклицательное предложение). Логопед: Произнесите это предложение с восклицательной интонацией. Логопед: Запишем схему предложения на доске. Дети выполняют задание. Физкультминутка "Весна пришла" (логоритмика). Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши) Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками) И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх) С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх) Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок) Он не боится холодов, (обнимаем себя и показываем холод) За ним придут цветы другие (ходьба на месте) Он самый хрупкий из цветов! (сложить ладошки и на них подуть) Логопед: Ребята посмотрите на экран. Как вы думаете, что это? Вопрос, что означает? (Старичок-Лесовичок задает вопрос, найти ответ, решить проблему) Логопед: Верно, надо решить проблему и составить предложение по символам. Слайд 3 «Весенний лес с ландышами» Логопед: Дети пришли с воспитателем в весенний лес. И с изумлением остановились: «Сколько ландышей? Какие они все красивые. Давайте нарвем большой букет» — сказала Маша. А воспитательница ответила… Как вы думаете, что ответила воспитательница? Ответы детей. Слайд 4 (Цветы в лесу рвать нельзя). Почему цветы рвать нельзя? (Красота природы нас должна радовать, а мы будем её беречь, а ландыши занесены в красную книгу, где находятся редкие или исчезающие растения и животные). Слайд 5 «Красной книги». Логопед: Слова природа и Родина неразделимы. Природа нашей страны прекрасна, и мы будем её беречь и заботиться о ней. Логопед: С-Л. Снова предлагает составить по этой схеме ответ воспитателя. Логопед. Ребята, осталось последнее задание. Придумайте любое предложение о поздней весне по картинкам и выложите его графическими схемами. Распределить среди детей, кто по какой картинке составляет предложение. Логопед: Возьмите листочки и карандаши, и нарисуйте символами ответ Старичку – Лесовичку на листе бумаги. Логопед. Кому мы сегодня помогли? Так какое же время года сейчас наступило в природе? (Поздняя весна). Логопед: Сегодня мы с вами, что нового узнали? (Что существует красная книга, что ландыши рвать нельзя. Еще раз потренировались в составлении схемы предложений). Логопед: А зачем это вам нужно знать и уметь? (Это пригодиться в школе). Логопед: Вы выполнили все задания Старичка- Лесовичка. Мы вкладываем в конверт с ответом, что сейчас поздняя весна и отправляем письмо в лес, к Старичку – Лесовичку. Письмо мы отправим с вами по почте.
|